Труд Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке», увидевший свет в газете «Егемен Қазақстан», я назвал бы азбукой нового познания Абая. Потому что ранее мы, хотя и цитировали его поговорки и пословицы, слова назидания и другие мудрые изречения, делали это без должного осознания их значимости для нашей государственности. Скорее всего, именно поэтому по сей день живуче мнение, будто «Абай только тем и занимался, что жестко критиковал свой собственный народ».
В своей статье Касым-Жомарт Токаев умело показывает и доказывает, что дальновидный Абай своим творчеством сопереживает будущему — нашему веку и нашему новому обществу, становится нам ближе и понятнее. Наш Президент труды мыслителя Абая рассматривает через призму вызовов и проблем сегодняшнего дня, которые волнуют все человечество, тесно связывая с решением насущных задач, стоящих перед нами. И тем самым повышает мировой интерес к их изучению.
Абай на деле — образец будущего нации! Исследования Касым-Жомарта Кемелевича в этом плане доказательны. «Изучая произведения Абая, — пишет он, — мы замечаем, что он искренне хотел, чтобы страна двигалась вперед, развивалась, и всеми силами пропагандировал эту идею. И мы знаем, что основа прогресса — образование и наука. Абай всей душой желал, чтобы казахи неустанно учились. «Если не добыл знания, тебе нечем хвалиться», — говорил он, имея в виду, что нельзя добиться успехов, не обладая знаниями. Он подчеркивал: «Знанием нельзя жертвовать за богатство». Напротив, чтобы страна была богатой, нужно осваивать науку. Так мы должны понимать и слова великого Абая: «Нужно думать не о выгоде, а о чести и стремиться к знаниям». Они сейчас не только актуальны, но даже имеют еще большее значение, чем прежде. Мы видим, что цель науки XXI века — в стремлении к достижению высот и движению вперед».
Не секрет, что в наше непростое время каждого из нас волнует вопрос «Как сохранить нацию?». Основу ответа на нее Касым-Жомарт Токаев находит у Абая. «Познание Абая — это познание самого себя, — делится он. — Познание человеком себя зиждется на постоянном развитии и накоплении научных знаний. Это и есть формула интеллектуальной нации. Наследие Абая для нынешнего и будущих поколений — одно из главных достояний, которое должно стать путеводителем».
«В мире есть исторические личности, известные философы, мыслители и просветители планетарного масштаба. В их числе Абай Кунанбаев, — продолжает Президент страны. — И мы должны добиться того, чтобы иностранцы, говоря о Казахстане, обязательно упоминали имя этого Великого Человека и стали говорить: «Казахский народ — это народ Абая». Для этого, в первую очередь, мы, казахстанцы, сами должны познать Абая. Для достижения этой цели нас ждет совместная кропотливая работа. Если хотим развиваться и процветать, надо укреплять государственность».
Изучение трудов Абая наш Президент считает делом государственной важности. Ведь в своих произведениях просвещенный акын радел за единство нации, выдвигал идею справедливого общества. Разве это не актуально и сейчас? Мы воочию наблюдаем, как Касым-Жомарт Токаев в своей президентской деятельности руководствуется учениями Абая. В его Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года сказано: «Наша общая задача — воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики». По примеру Главы государства каждый из нас, казахстанцев, должен соизмерять свой труд, поступки, помыслы и саму жизнь с учением Абая. Оно должно лечь в основу воспитания молодежи.
«Справедливость — это в том числе равенство всех граждан перед законом, независимо от служебного положения и социального статуса. Это и есть верховенство закона, — говорит Президент Токаев. — Если мы в Основном Законе объявили о строительстве правового и демократического государства, то обязаны обеспечение законности ставить выше родственных отношений казахов. Нынешняя молодежь ратует за честность, правдивость и верховенство закона. Отсутствие оных вызывает у нее разочарование, апатию, побуждает на роковой шаг. «Вставшему на неправедный путь казаху очень непросто собрать волю в кулак и вернуться к прежней жизни. Праведная смерть предпочтительнее», — сказано в словах назидания Абая (4-6)».
«Как говорил Абай, самодовольство и самовосхваление, возвышение себя и принижение других — не украсят нас. В поступательном движении вперед мы должны научиться трезво оценивать и анализировать все события, происходящие в мире и своей стране, взвешивать каждый новый свой шаг». Эти слова Президента сродни абаевским и призывают нас изживать «сплетни, обман, хвастовство, лень и транжирство», которые, к сожалению, по сей день представляют угрозу для казахского общества. «Превыше всего мы можем поставить только согласие и единство как основу стабильности и развития государства», — резюмирует он. Эта цитата перекликается с изречением Абая «Нет товарища ближе мира и согласия».
«Жизнь человека сплошь состоит из общения с другими людьми, — пишет далее Президент страны. — Без этого он теряет связь с обществом. Общение в обязательном порядке порождает ответственность. Она нарушается человеком в том случае, когда он личное ставит выше общественного. Абай призывал соотечественников не отрываться от народа. А для этого благословлял помимо холодного разума и железной воли иметь горячее сердце. Все эти три компонента поэт-мыслитель всегда рассматривал в единстве. Но при этом подчеркивал, что первые два обязательно должны подчиняться сердцу». Статья Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке» несомненно будет способствовать воспитанию чувства казахстанского патриотизма и развитию общечеловеческих нравственных ценностей.
Жабал ЕРГАЛИЕВ,
писатель,
заслуженный деятель Республики Казахстан,
член Совета сенаторов РК.