Когда вопрос о лечении решает суд

«Уж сколько раз твердили миру…» о вреде алкоголя. Но практически все взрослые люди употребляют алкоголь, кто-то редко, а кто-то чаще.

В малых дозах алкоголь может вызывать желание веселиться, ощущение радости, раскрепощение, однако, в больших дозах приводит к непредвидимым, тяжелым последствиям, постоянное употребление алкоголя приводит к алкоголизму, алкогольной зависимости, в основе которых лежит хроническое отравление организма алкоголем.

Хроническое отравление алкоголем постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного, вызывает патологические заболевания внутренних органов, личностную и психическую деградацию… Более того, алкоголь разрушает семью, так как человек перестает себя контролировать, совершает безрассудные и даже противоправные поступки по отношению к другим людям, к своим близким, административные и уголовные правонарушения, становится агрессивным, злым, перестает следить за своим внешним видом.

Как правило, люди, больные алкоголизмом, отрицают факт заболевания, не обращаются своевременно за помощью к врачу за консультацией, обследованием и самостоятельным лечением, тем самым усугубляя ситуацию, теряя свое здоровье, лишаясь доверия родных, близких людей, совершают административные и уголовные правонарушения.

При рассмотрении одного из многих гражданских дел о направлении на принудительное лечение установлено, что больной А. злоупотребляет спиртными напитками, состоит на учете у врача нарколога с диагнозом: «Психические и поведенческие расстройства в результате злоупотребления алкоголем, синдром зависимости».

Ранее ему назначалось лечение, но он опять начинал злоупотреблять спиртными напитками. Неоднократно привлекался к административной ответственности, отрицательно характеризуется по месту жительства, не работает, ведет аморальный образ жизни, на него неоднократно поступали жалобы от родных и соседей. От стационарного и амбулаторного лечения А. отказался. Врачебно-консультативная комиссия диагноз врача-нарколога подтвердила, сделала вывод о том, что он нуждается в принудительном лечении в СЛПУ, противопоказаний для лечения не имеет.

При опросе в суде А. отрицал, что он болен алкоголизмом, не признавал, что окружающие страдают от его поведения, не хотел ехать лечиться в СЛПУ, злился, считал, что весь «мир против него», что ничего страшного он не сделал.

Однако заявление матери больного А. — пожилой уставшей женщины, сведения о его привлечении к административной ответственности, заключение консультативной комиссии дали суду основание для удовлетворения заявления и вынесения судом решения о направлении больного А. на принудительное лечение от алкоголизма.

Это один из примеров того, что в некоторых ситуациях принудительное лечение является единственно возможным выходом. По меньшей мере, попыткой его найти.

Согласно ст. 1 Закона РК «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией», люди с таким установленным диагнозом, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежат принудительному стационарному лечению в наркологических организациях для принудительного лечения системы здравоохранения с привлечением к труду на период прохождения лечения.

Согласно ст. 4 этого же Закона, оформление больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией на принудительное лечение осуществляется государственными организациями здравоохранения по инициативе родственников больного, трудовых коллективов, общественных организаций, органов внутренних дел, прокуратуры, опеки и попечительства только при наличии медицинских заключений.

Онал ИЗМУХАМЕДОВА,
судья Кокшетауского городского суда.

Читайте также