«…Мир Абая — наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры. На все сложнейшие, смущающие душу вопросы он давным-давно ответил. Внимая Абаю, прислушиваясь к его советам, еще тогда можно было направить великое кочевье по верному пути…»
Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Как известно, в нынешнем 2020 году казахстанцы отметят знаменательную дату -175 лет со дня рождения великого Абая. Напомним, что 26 апреля 2019 года в ходе встречи с общественностью города Семея в рамках рабочей поездки в Восточно-Казахстанскую область Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что эту историческую дату необходимо отметить на достойном уровне. Позже Президент Казахстана подписал Указ о праздновании 175-летнего юбилея со дня рождения Абая Кунанбаева. Продолжая рубрику «К 175-летию великого Абая», открытую «АП» в прошлом году, мы, уважаемые читатели, предлагаем вам вновь прочесть «Слова назидания» Абая. Ведь многие умозаключения и выводы этого фундаментального произведения, написанного великим просветителем на склоне лет, актуальны и сегодня. Итак, Слово Первое.
Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.
Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени. Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.
Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.
Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям-останутся при мне.
И нет у меня теперь иных забот.