В рамках обновленного содержания образования в нашей стране в образовательном процессе происходят большие перемены. Это касается не только учащихся, но и учителей.
Профессиональные знания обновляются в среднем каждые пять лет. Традиционное базовое программное образование, получаемое в детско-юношеском возрасте, не успевает за изменениями производственных технологий и поэтому принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения своей социальной роли и выбранной профессии.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Безусловно, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Настоящему учителю необходимо не только владеть своим предметом и методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, хорошо ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лице его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и быстро меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
По законодательству педагогические работники должны подтверждать свою квалификацию и знания не реже одного раза в 5 лет. Это требование относится не только кучителям, но и ко всем лицам, работающим в сфере образования.
В ноябре уходящего года первый этап аттестации учителя Макинской средней школы прошли на высоком уровне. Всего в квалификационном тестировании участвовали 18 учителей, 4 учителя — «Педагог-исследователь» (высшая категория), 10 учителей — «Педагог-эксперт» (первая категория), 4 учителя — «Педагог-модератор» (вторая категория). Все они принимают активное участие и занимают призовые места республиканских и международных конкурсов и олимпиад, их ученики показывают высокие результаты на предметных олимпиадах районного и областного уровней.
Теперь мы все с нетерпением ждем второго этапа — комплексного аналитического обобщения итогов деятельности. Желаем нашим коллегам удачи, творческих успехов!
Татьяна ЛЫСЕНКО,
заместитель директора Макинской средней школы №3.
Буландынский район.