«Скажи мне, что ты празднуешь, и скажу, кто ты». Примерно так, перефразируя известное всем выражение, можно определить суть теории праздничной культуры — одного из направлений современной культурологии.
Человеку, в какие бы сложные, смутные времена он ни жил, нужен праздник. И он далеко не всегда сводится лишь к отдыху и развлечениям. Хотя и это в нашей напряженной, стремительной, насыщенной событиями жизни немаловажно. Но смысл его гораздо глубже. Семейные праздники скрепляют, а иногда возрождают прерванные в силу каких-то причин родственные связи. Корпоративные — делают трудовой коллектив дружнее, сплоченнее, а значит, работоспособнее.
И, конечно, особой значимостью обладают праздники государственные. По ним можно судить о характере государственной власти, о целях, к которым стремятся народ и государство, о путях достижения этих целей. Светлый, добрый, щедрый праздник весны и возрождения Наурыз, День единства народа Казахстана, День Конституции… Каждый из этих и иных государственных праздников отражает миролюбие, гуманизм Казахстана, стремление стать подлинно правовым, социальным государством.
«День Независимости — это эпохальное по своей исторической значимости событие и самый главный праздник для всех граждан нашей страны». В этой красивой и верной характеристике Елбасы Нурсултана Назарбаева хочется обратить внимание на слова «всех граждан страны». Граждан всех национальностей, разных вероисповеданий… Тех, чьи предки в жестоких боях столетиями отстаивали родную землю и потомков тех, кто уже в XX веке оказался здесь в силу исторических перипетий, но для которых Казахстан стал Родиной…
Сегодня понятия Независимости, политической стабильности, духовного согласия, межконфессионального и межэтнического мира признаны казахстанцами как незыблемые и единые ценности.
Но еще 28 лет назад было иначе. Социологические исследования, проводимые в первые годы суверенного развития Казахстана, подтверждали феномен, который Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории» назвал «подлинной трагедией некоренного населения Казахстана».
Многие действительно это пережили, помнят, как сложно жить, задаваясь вопросами: «Что будет завтра? Уехать? Остаться?». А главное, не могли ответить на, кажется, совсем простой вопрос: «Кто я? Гражданином какой страны я себя ощущаю?». Более 62% населения страны на этот ключевой для определения гражданской идентификации вопрос отвечали, что ощущают себя гражданами распавшегося СССР, СНГ-объединения, государством не являющегося, гражданами стран ближнего и дальнего зарубежья. И это при том, что де-юре были гражданами суверенного Казахстана. Такой масштабный кризис идентичности чреват серьезными последствиями в любой стране мира.
В любой. Но не у нас, не в Казахстане, где буквально в первые дни суверенного развития Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев послал народу ясный месседж: «В нашей стране все были и будут равны, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Все живущие на казахской земле могут оставаться русскими, татарами, узбеками, изучать свой родной язык, хранить традиции и заветы предков и быть при этом полноправными гражданами Казахстана». Этот посыл Первого Президента, наполненный реальными делами и мерами, дошел до каждого казахстанца.
Спроси сегодня любого жителя страны: «Гражданином какого государства ты себя ощущаешь?». В ответ — гордо и без малейших колебаний: «Я — гражданин Казахстана». День Независимости — это наш праздник. Праздник единого народа.
Нина МИТЧИНОВА.