Общественные слушания
В рамках реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» АО «НК «КазАвтоЖол» провел общественные слушания по внедрению открытой системы взимания платы с элементами интеллектуальных транспортно- инновационных разработок на участке автомобильной дороги республиканского значения Щучинск — Кокшетау — Петропавловск. В них приняли участие представители местных исполнительных органов, бизнес-сообществ, СМИ, заинтересованных ведомств и организаций.
Открывая слушания, руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Акмолинской области Владимир Кулаков сообщил, что в ближайшие два-три года в стране планируется расширить сеть платных автодорог еще на 32 участках общей протяженностью 11 тысяч километров. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры. Предполагается внедрение открытой системы взимания платы, на которой не будет пунктов для этой цели и шлагбаумов.
Разъяснения по идее ввода платности, ее преимуществ, принципе работы системы взимания и способах оплаты, проектах ставок и тарифах, а также нормах действующего законодательства РК в данной сфере дал советник филиала Дирекции платных автомобильных дорог АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» Алиаскар Мусин. Он отметил, что в этом году успешно внедрены и действуют гибридные системы оплаты еще на трех участках автодорог: Hyp-Султан — Темиртау, Алматы — Капшагай и Алматы — Хоргос. Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК одобрен пилотный проект о переходе на открытую систему взимания платы на участке дорог республиканского значения Щучинск — Кокшетау — Петропавловск протяженностью 242 км. В настоящее время необходимое оборудование там уже размещено. В тестовом режиме оно будет работать до издания приказа МИиИР РК по вводу открытой системы, который ожидается ориентировочно в начале 2020 года. Поэтому и организуются встречи с населением, предпринимателями и физическими лицами — пользователями автотранспортных средств и дорог, чтобы довести до них новшества, выслушать их предложения и пожелания. Они будут зафиксированы, учтены руководством Дирекции и в последующем при промышленной эксплуатации.
В числе преимуществ внедрения платности первым Алиаскар Сыздыкович назвал снижение нагрузки на республиканский бюджет. Ведь государством ежегодно выделяются большие средства на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог. Но покрывают нормативные потребности они всего лишь на 50-60%. Теперь деньги из госбюджета на эти цели поступать не будут. А высвободившиеся средства пойдут на реконструкцию действующих на других участках и строительство новых автодорог.
Обеспечиваются комфортные условия поездки. Это уборка снега, нанесение дорожных разметок, установка и обновление знаков, восстановительные работы после ДТП, уборка мусора с проезжей части, площадок отдыха, очистка туалетов и т. д.
На платном участке обеспечиваются максимальная скорость передвижения автотранспорта и круглосуточное патрулирование, отсутствуют шлагбаумы и пункты взимания платы.
Под контрольной аркой будет фиксироваться проезд автотранспорта и производиться начисление его владельцу оплаты за каждую пройденную зону. Важным моментом при этом является предоплата проезда путем онлайн-пополнения счета госномера авто. В случае, если водитель не позаботился заранее оплатить, то ему предстоит это сделать путем перечисления денежных средств по банковским реквизитам согласно полученным уведомлениям о наличии задолженности. Но уже в сумме в 1,5 раза больше имеющейся. В случае неоплаты направляется уведомление о необходимости сделать это в течение семи дней. При несвоевременной оплате через уполномоченные органы транспортного контроля налагается штраф, предусмотренный ст. 628 КоАП РК: для физических лиц — 5МРП, юридических — 10МРП независимо от типа автомашины. Иск направляется в суд для принудительного взыскания задолженности. Таким образом повышается ответственность пользователей и их заинтересованность иметь деньги на счету госномера и заранее пополнять.
От оплаты за пользование платными участками автодорог освобождаются спецавтосредства при исполнении служебных обязанностей: организации скорой медпомощи, противопожарной, аварийно- спасательных и дорожно- патрульных служб и военной техники. Автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа на пригородных сообщениях, соединяющих населенные пункты, прилегающие к платным участкам автодорог, и зарегистрированные в установленном порядке.
— В связи с предстоящим переходом участка автодороги Щучинск — Кокшетау -Петропавловск на платную основу список автовладельцев, имеющих право на льготы, расширится, — дополнил начальник отдела административно- юридической работы Ерик Айтбаев. — Если сейчас льготами при проезде на данной территории пользуются только владельцы транспортных средств, зарегистрированных в пристоличных районах, то к ним добавятся их коллеги из Зерендинского района нашей области, а также Тайыншынского и Аккаинского — СКО. Их жители будут иметь возможность оформить абонемент на свои легковые автомобили, оплатив 1000 тенге за один год. Для грузовиков как коммерческого вида транспорта этого не предусматривается. Оплата их водителями будет производиться в соответствии с другими ставками.
Спикеры ответили на вопросы приглашенных и в заключение проинформировали, что с выходом приказа МИиИР РК счета на госномер можно оплатить, находясь в любом регионе страны. В Дирекции платных автомобильных дорог работает короткий номер 1403. Позвонив по нему, а также на сайте АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» вы получите интересующую вас информацию.
Марат НУРСЕИТОВ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.