Ни до Асаинова, ни после его смерти в 1976 году никто так кропотливо и самоотверженно не занимался сбором, сохранением и возрождением самобытной культуры нашего края. Сейчас старинные песни и кюи, созданные великими певцами — нашими земляками в далеком прошлом, звучат в их первозданном виде благодаря Мусе Мурзагуловичу.
Народный акын
В этом году исполняется 90 лет со дня рождения нашего земляка, заслуженного работника культуры Казахской ССР, корреспондента-собирателя Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова при Академии наук Казахской ССР по Кокчетавской области, народного акына, внука великого акына-импровизатора Укили Ыбырая, автора знаменитой песни «Гәкку» Мусы Мурзагуловича Асаинова.
М.М. Асаинов родился в 1929 году в ауле Ускень Володаровского района Кокчетавской области. С малых лет мальчик увлекся игрой на домбре и пением, его первым учителем был знаменитый народный акын Молдахмет Тырбиев. И уже с 16 лет он начал исследовать культурное наследие нашего края.
Трудовую деятельность начал солистом эстрадно -концертного бюро в городе Петропавловске. В самые тяжелые послевоенные годы М.М. Асаинов сумел создать первый музыкальный коллектив вначале при филармонии, а затем основал полноценный коллектив казахского фольклорно- этнографического ансамбля народных инструментов, дав ему созвучное с городом название «Көкшетау». Благодаря ему собраны, воссозданы и сохранены многие песни великих акынов-импровизаторов Биржана сал, Акана серэ, Укили Ыбырая и Балуана Шолака. В дальнейшем он и сам стал их ярким последователем, им собраны и сохранены героические поэмы, пословицы и поговорки нашего края. Плоды его самоотверженной деятельности отражены в Казахской энциклопедии и в других научных изданиях. О его заслугах неоднократно писали в местных и республиканских газетах, о его творчестве давали интервью знаменитые деятели культуры.
Песни в исполнении акына-импровизатора постоянно звучали на местных и республиканских радиостанциях, о его творчестве имеются телевизионные записи. М.М. Асаинов общался с такими великими и известными людьми, как Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Малик Габдуллин, Ильяс Есенберлин, Нургиса Тлендиев, Абдижамил Нурпеисов, Роза Багланова, Бибигуль Тулегенова, Какимбек Салыков (двоюродный брат Асаинова). Тесная дружба его связывала с народным акыном нашего края Кокеном Шакеевым и поэтом Еркешем Ибрагимом, а также с именитыми земляками: председателем Совета Министров Казахской ССР Байкеном Ашимовым, первым секретарем обкома Кокчетавской области Еркином Ауельбековым, Генеральным прокурором Казахской ССР Галымом Елемесовым, министром народного образования Казахской ССР Шайсултаном Шаяхметовым.
Народный акын-импровизатор, поэт, действительный корреспондент — собиратель Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова при Академии наук Казахской ССР по Кокчетавской области, художественный руководитель Дворца культуры им. В.И. Ленина (ныне ДК «Кокшетау») — основатель и первый художественный руководитель единственного в то время в Северном регионе казахского фольклорно-этнографического ансамбля народных инструментов «Көкшетау», возглавляющий танцевальную и драматическую труппы. Не только победитель областных и республиканских айтысов, но и выдающийся преподаватель, отдавший свои силы и способности пропаганде национального песенного искусства, воспитанию молодых талантов. В одной из местных газет приводится такой пример: «…Отрадно отметить, что свою воспитанницу вывел на сцену и акын Муса Асаинов. Поединок его ученицы Гульданы Доскуловой с акыном из Ленинградского района Советом Карабулатовым был самым драматичным. Карабулатов несколько лет выступает в айтысах и всегда занимает призовые места, Гульдана — новичок. Тем не менее Карабулатову пришлось немало поволноваться, чтобы найти ответ сопернице. У Совета сильный голос. Он хорошо владеет домброй. Гульдана тоже отлично играет на домбре. Голос сочный, свежий. Да и слова она чеканит, нисколько не смущаясь перед опытом своего старшего товарища. Это была единственная пара, которую зрители вызвали на «бис»…».
В 1954 году была выпущена грампластинка с песнями в его исполнении. В 1964 году возглавляемый им фольклорно- этнографический ансамбль выступил с концертом в Кремлевском зале г. Москвы, а также дополнительно был дан ряд концертов и в других аудиториях г. Москвы. Во Дворце культуры им. В.И. Ленина под его руководством впервые в истории г. Кокшетау силами созданной им местной драматической труппы поставлены полноценные спектакли на казахском языке, основанные на исторических поэмах и древних сказаниях, в которых он также участвовал исполнителем ролей, одновременно являясь режиссером и сценаристом театральных постановок. В 1974 году за неустанный, самоотверженный труд, просветительскую, научную работу, связанную с собиранием, сохранением, возрождением, распространением, пропагандой национально-культурного наследия нашего края и за развитие в среде коренного населения Северного региона нашей республики народного музыкального творчества М.М. Асаинову было присвоено высокое звание заслуженного работника культуры Казахской ССР. В те далекие времена он был единственным человеком в Кокчетавской области, кому было присвоено такое высокое звание именно за внесенный вклад в дело возрождения национальной самобытной культуры.
В начале семидесятых годов прошлого века участники ансамбля «Көкшетау» в рамках гастрольного тура побывали с концертами в странах Социалистического Содружества — Германии, Польше, Чехословакии, Югославии, однако сам М.М.Асаинов, в связи с тяжелой болезнью уже не смог поехать на гастроли.
М.М. Асаинов стал главным инициатором и авторитетной пробивной силой, благодаря которой построен Дворец культуры им. В.И. Ленина, потому как крохотное помещение просто уже не вмещало всех артистов коллектива, не говоря о зрителях. Со своим коллективом руководитель объездил северные регионы республики, дал множество концертов во многих районных населенных пунктах и в дальних аулах, земляки всегда с радостью встречали его и благодарили за подаренные мгновения общения с народной музыкой и пением, которое навевало воспоминания и не давало им забыть о великих событиях прошлого казахской истории, о знаменитых и известных людях нашего родного края. Люди старшего поколения помнят, гордятся и чтят заслуги М.М. Асаинова, они благодарят его за то, что он не дал исчезнуть и возродил основанную на устной передаче из поколения в поколение самобытную культуру нашего края и казахскую историю, воспитывал в лучших национальных традициях местную молодежь и прививал им любовь к народному творчеству и Родине. Ансамблем «Көкшетау» были даны концерты в г. Алма-Ате и во многих областных центрах республики.
При Дворце культуры мастером был организован музыкальный кружок, где он учил молодежь игре на домбре и пению. В дальнейшем некоторые его ученики стали известными артистами, например, народная артистка Республики Казахстан Капаш Кулушева. В 1978 году издательством «Жалын» г. Алматы выпущен поэтический сборник М.М. Асаинова «Аншы аңызы», в 1999 году издательством «Жибек жолы» г. Алматы — поэтический сборник «Жүрегімнің жұлдыздары», в 2009 году издательством «Фолиант» г. Астаны — поэтический сборник «Ынтымақ жүрек лұпілі».
Такие личности достойны уважения к их памяти. Они своим трудом внесли такой обширный вклад в культуру нашего края. Муса Асаинов — пример для подражания для местной молодежи, их духовного развития и развития культурного наследия нашего края.
Аида ЕСЕНОВА.
ИЗ АРХИВА ОБЛАСТНОЙ ПРЕССЫ
Славь, твори, утверждай!
Кокшетауским ценителям айтыса, конечно же, известно имя земляка, акына-импровизатора, заслуженного работника культуры Казахской ССР, автора сборника произведений «Жүрегімнің жұлдызы» Мусы Асаинова.
Родился он в 1929 г. в с. Ускень Володаровского (ныне Айыртауского) района Кокчетавской области (ныне СКО). Уже в детстве проявилось незаурядное поэтическое дарование, а в юношеские годы его произведения печатались в газетах «Ленин туы» и «Көкшетау правдасы».
Как певец Муса раскрывается еще в школьные годы. Именно тогда он увлекается творчеством, начинает собирать и исполнять песни прославленных казахских акынов: Биржана сал, Акана серэ, Укили Ыбырая. С годами Муса Мурзагулович оттачивает свое мастерство в сочинении и исполнении айтыса, чему способствует трудовая деятельность: с 1946 г. он солист-домбрист Северо-Казахстанского концертно-эстрадного бюро, с 1951 г. — литсотрудник областной газеты «Көкшетау правдасы», заведующий клубом в с. Ускень, с 1964 г. — художественный руководитель казахского самодеятельного коллектива Дворца им. Ленина (ныне ДК «Кокшетау»).
Муса Мурзагулович посвятил свою жизнь пропаганде национального поэтического и песенного искусства, воспитанию молодых талантов. Он активно участвовал в культурной жизни города и области, вложил много сил в развитие художественной самодеятельности. «Работники Дома культуры, участники художественной самодеятельности уважали и любили Мусу Асаинова, — пишет ветеран культуры Рита Костенко. — За его любовь к музыке, волевой характер, настойчивость и терпение в работе с домбровым ансамблем. Очень многих он научил играть на этом народном инструменте, приобщил к миру музыки… Увлекаясь новым произведением, он хотел, чтобы и участники домбрового ансамбля прониклись духом и идеей этого произведения и постарались исполнить его с той же энергией, любовью и теплотой, как и он сам». И результат: коллектив, возглавляемый им, неоднократно завоевывал призовые места на фестивалях и смотрах.
Асаинов был постоянным участником областных и республиканских айтысов, в девяти из них признан победителем. Импровизаторские способности, сильный голос молодого акына привлекали внимание публики. Он неоднократно выезжал на гастроли в Москву, где участвовал в концертах в Кремлевском Дворце съездов, на заводе им. Лихачева, в клубе газеты «Правда». Его выступления отличались злободневностью и актуальностью. В них автор прославлял людей труда, достижения города и области, воспевал красоту родного края. Вот что писали о нем в 1963 г. в «Степном маяке»: «Особый интерес проявили слушатели к айтысу Мусы Асаинова с Ташманом Турмашевым. Муса начал свое выступление с описания природы родного края. Он — поэт, по настоящему влюбленный в землю. От земли, от любви к ней — все слова, образы, краски. Это — краски полей, лугов, цветущих на целине садов…», «Голос Асаинова сильный. Слова емкие, выразительные. Поэт похож на спортсмена, добивающегося нового рекорда».
Красивый сильный голос, свободная импровизация, расцвеченная прекрасными поэтическими образами и остроумными изречениями приносят Мусе Асаинову заслуженную славу подлинного мастера айтыса.
В 1974 г. ему было присвоено звание заслуженного работника культуры Казахской ССР.
Кредо его творчества выражено в словах, произнесенных им однажды на областном айтысе при получении очередной награды:
Критика — это свежий ветер,
Затхлости ярый враг,
Слово- наше оружие.
Правда — акынов стяг.
Ценное, новое, нужное —
Славь, твори, утверждай!
Все, что посеешь доброе,
Даст затем урожай.
В госархиве г. Кокшетау создан фонд Асаинова, в котором документы биографического характера, о творческой деятельности, воспоминания ветеранов культуры, фотоальбом с фотографиями акынов. В создании личного фонда принимала активное участие его дочь Зылиха. В год 70-летия отца она подарила госархиву сборник его избранных песен, поэм, стихов, айтысов «Жүрегімнің жұлдызы» и компакт-диск с записью произведений в исполнении автора.
Марина КУССИЕВА,
заместитель директора госархива г. Кокшетау.
«Любовь души моей»
Листаю небольшой поэтический сборник и будто снова слышу голос того, из чьей души вылились эти стихи, вижу его самого.
Как раньше не раз довелось наблюдать рождение собранных в книжку строк. Чаще всего это бывало не в тиши уединения, и автор не склонялся над исчерканным в поисках рифмы листком бумаги. Незабываемое явление. На сцену или в людской круг выходил высокий, с виду очень утомленный, а на самом деле подточенный болезнью человек с домброй и начинал петь. И уже было не узнать его. От нескладной фигуры исходила откуда-то появившаяся сила, а голос звучал так мощно, легко и ровно, словно певец произносил давно заученные слова. Да в том-то и диво, что они тут же слагались в стройный ряд метких фраз, ярких образов. Певец импровизировал и стихи, и мелодию. Это был Муса Асаинов.
В начале 40-х годов мы с ним учились в параллельных классах Сырымбетской казахской школы. Он обычно ходил с домброй. Мы часто устраивали ребячьи состязания в импровизации, и у Мусы всегда получалось лучше всех.
Война заставила его в 13 лет пойти работать. Сначала от Северо-Казахстанской филармонии разъезжал по округе, радуя земляков песнями, в которых они узнавали себя. Потом вернулся в родной Ускень нынешнего Карасевского совхоза, сполна познал тяжелый сельский труд. Но редкий талант ею уже так хорошо был известен, что пригласили Мусу на культработу в Кокчетав. В бывшем городском Доме культуры руководил драматическим коллективом, занимался с домбровым оркестром. О широкой известности тех давних дел в прошлом году мне напомнили в совхозе им. С. Сейфуллина. Там мы с молодежью поставили спектакль «Кыз Жибек». Понравился он старикам, многие подходили с благодарными словами, такая самодеятельность при Мусе Асаинове была. Сколько лет прошло, а не забывают люди.
И уж, конечно, помнят, как он стал первым акыном республики, победив в айтысе, посвященном 125-летию со дня рождения Джамбула. А раньше, когда отмечалось 70-летие С. Сейфуллина, в группе под руководством С. Муканова мне довелось проехать по нескольким областям Казахстана. Были в ней Еркеш Ибрагим и Муса Асаинов. Как слушали люди Мусу, его стихи и песни о нашем крае, людях, которыми гордится Кокшетау!
Его знали М. Габдуллин, М. Ауэзов, телевидение донесло его голос до тысяч простых слушателей. Незадолго до смерти Муса Мурзагулович записал несколько своих песен на грампластинку. Она давно стала редкостью. Муса готовил к изданию сборник стихов, которому хотел дать название «Любовь души моей». Некоторые из отобранных им произведений были включены в книгу «Легенда охотника», выпущенную издательством «Жалын» в 1978 году, когда автора уже не было в живых.
Его похоронили в родном Ускене. Так хотел сам Муса Асаинов.
Карим ИЛЬЯСОВ,
старший научный сотрудник областного музея литературы и искусства.
МУЗЫКА ВЕЧНА
Крутятся диски…
Искусство народного музыканта — это искусство «здесь и сейчас», рассчитанное на непосредственное восприятие благодарной аудитории, которая своими возгласами одобрения «подогревает» исполнителя.
С течением времени народные музыканты вышли на радио, а потом и на телевидение. Появилась просто неслыханная ранее возможность обратиться буквально к миллионам слушателей. А тут вот такая штука — по радио и телевизору можно услышать своего любимого певца только в определенное время -которое указано в программе.
Тут бы задать вопрос «на засыпку», но сразу скажу: «А вы не забыли про виниловые пластинки?»
На всесоюзной фирме «Мелодия», которая широко занималась пропагандой исконной народной музыки, по утвержденному плану большими тиражами выходили диски. По каталогу их нужно было искать в категории «Музыка народов СССР (фольклор)».
И потому важно сказать, что талант Мусы Асаинова получил не только областное и общеказахстанское, но и всесоюзное признание.
Свидетельством тому стала виниловая грампластинка под говорящим названием «Муса Асаинов. Казахские песни». Год издания — 1970-й, и потому пластинка поддерживала современный формат 33 оборота в минуту.
Проигрыватель и грампластинки с любимыми исполнителями были в каждой культурной семье, стояли на отдельной полке — повыше, чтобы дети не достали. А сколько было радости, когда звучал знакомый голос!
Артем ДОРОГОВ.
Фото из семейного архива Асаиновых.