Друзей теряют только раз

Память
Смерть всегда беспощадна, и на полном скаку черный конь умирает на белом снегу… Марата Джумабекова не стало неделю назад. В нем было столько жизни, столько, казалось бы, неисчерпаемых душевных сил. Это был поистине человек Добра, решительно, напористо и энергично творивший в отпущенный ему Всевышним краткий век для людей реальное, полезное благо. Марат был из тех, кто дал жизни больше, чем взял. Внешне всегда непоколебимый и невозмутимый, импозантный и значительный, Марат внутренне оставался нежным романтиком с чуткой реакцией на несправедливость времени и памяти, писал стихи, доверяя бумаге ночные раздумья, обнажая мысль и сердце. Своих двух сыновей и внука, многочисленных любимых племянников, выросших и выучившихся в его доме, учил мужеству, не отчаиваться, радостно встречая каждую минуту жизни.

Человек,  даже  самый бескорыстный, все же — не бездонный колодец. Наступает момент, когда и самые щедрые душевно исчерпываются, вдруг обнаруживая с печалью, что их жизнелюбие, многолетнее терпение на исходе. Неблагоприятные обстоятельства, удары судьбы совершают горестные метаморфозы даже с закаленными душами. В житейских бурях, в заботах и невзгодах повседневности жить по совести порой для многих оказывается совершенно недостижимым. Джумабеков умел подниматься над суетой, искренне веря, что духовное общение таит в себе больше радости, чем материальные блага. Необходимость, нужность свою и востребованность жизнью, людьми, обществом Марат чувствовал обостренно.

Много он успевал как в молодости, так и в зрелые годы. Сухое дерево долго скрипит, крепкое валится сразу — гласит народная поговорка. Еще совсем недавно Марат Кабенович строил планов громадье на ближайшее будущее, был полон новых идей, замыслов, проектов, радовался переменам в любимом Кокшетау.

Марата Джумабекова справедливо можно назвать хранителем памяти о ветеранах Афганистана, ведь в далекие 80-е он не захотел смириться с отношением государства, власти к их судьбам, активно помогая тем из них, кто покалеченным и опустошенным возвращался с войны.

Огромных энергозатрат, нервов, времени, стоило такой социально активной личности, как Марат, заставить в условиях распада Союза признать право ветеранов на достоинство и уважение социума. То, что казалось решаемым, все чаще становилось проблемой. Трудоустройство ветеранов, психологические и душевные раны, дававшие знать о себе все чаще хронические болезни, необходимость протезирования для инвалидов, выбивание «путевок» в госпиталь, поиски более-менее сносного жилья, — всем этим Марат занимался при поддержке активистов-«афганцев». Льготы и привилегии для воевавших на чужбине растворились вместе с исчезновением государства, пославшего ребят воевать. Старели и незаметно уходили из жизни родные погибших на войне сверстников. Зато удалось реанимировать афганское движение в Кокшетау и районных глубинках в начале трудных и смутных 90-х.

Джумабеков перевозит из села Туполевка мать павшего смертью храбрых Алибека Ташибаева, приобретя для большой семьи дом в пригородном селе Акколь. Усилиями Марата из совхоза «Золотая нива» родители погибшего «афганца» Боголюбова переезжают в областной центр в благоустроенную квартиру. Джумабеков приобретает жилье для ветеранов, оказавшихся в трудных условиях, оплачивает лечение нуждающимся, да разве перечислишь в небольшом материале все благие деяния Марата. «Сделал добро — забудь, тебе сделали: помни!» — его кредо жизни. Буквально до последних дней продолжал жить бедами и радостями своих «бача», делиться с ними размышлениями о путях преодоления насущных проблем ветеранов, своими мыслями о будущем афганского движения в регионе и стране, ведь именно он, Марат Джумабеков, стоявший у его истоков в течение тридцати лет, много сил и энергии отдавал защите и поддержке воинов-интернационалистов.

Марат Кабенович в 90-е был избран после окончания СХИ освобожденным секретарем комитета комсомола вуза, избирался депутатом городского Совета, в канун развала Союза возглавлял городской комитет ВЛКСМ, затем взялся за свое дело, организовал компанию «Ардагер». Думал: впереди целая жизнь, а завтра будет счастье…

В последние годы жизни Марат Джумабеков отдал много сил и энергии развитию и поддержке предпринимательства в области, возглавлял Ассоциацию предпринимателей, комиссию по недропользованию при Региональной палате предпринимателей, комиссию по грантовому финансированию по программам «Еңбек» и массового предпринимательства. Опытный наставник, терпеливо растил молодые кадры, обучал грамотному ведению бизнеса, активно решал проблемы занятости молодежи, внедрения инноваций на производстве.

Смириться с тем, что нет больше рядом с нами большого верного друга, замечательного человека, невозможно. Быстрая река-жизнь, сносит течением самых лучших. Счастье — сизифов труд. Ты его каждый день в гору, а оно норовит с горы. Но пока мы живем, продолжаем любить тех, кто ушел, возвращая в памяти друзей, близких, любимых, дорогих. «Нету лучших времен, и в людскую врезается память только тот, кто пронес эту тяжесть на смертных плечах»…

Алия АХЕТОВА.

Читайте также