Чтобы было не по Зощенко
«А познакомился Володя Завитушкин со своей невестой в трамвае. Дней за пять до брака… На другой день после свадьбы Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся. Там даже не удивились. Это, говорят, ничего, бывает. Так и развели».
Не окажется ли для многих молодых людей (а, возможно, и не очень молодых) семейная жизнь столь же недолгой, как у героя рассказала Михаила Зощенко «Свадьба», после того, как зарегистрируют свой брак не во Дворце бракосочетания, а в ЦОНе.
Бесспорно, это дешевле и быстрее. Статистика разводов и до введения этой цифровой услуги, без преувеличения, пугающая, но не станет ли это еще одним фактором риска для новых супружеских пар? Речь не идет о людях, что давно живут вместе, детей растят, но в силу каких-то причин отношения не узаконивали. Но если это люди молодые, которых родители просят подождать, подумать…
Об этом шла речь на круглом столе, тема которого — обсуждение первых итогов реализации пилотного проекта «Семейный суд». Надо отдать должное организаторам мероприятия — судьям областного суда — оно не стало дежурным. За каждой обсуждаемой цифрой, приведенными фактами — искренние переживания и предложения: взвешенные, реальные, сделанные на основе глубоко анализа и практики.
В нашей области пилотный проект с ноября 2018 года реализуют Кокшетауский городской суд, Административный суд Кокшетау, Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Акмолинской области, на базе которого семейный суд и будет создаваться. Задача проекта: помочь супругам разобраться в себе, сохранить семью. Если это невозможно, такое бывает, то развестись цивилизованно, с наименьшими потерями для будущих отношений, а главное — для детей. Жизнь и после развода продолжается.
— За восемь месяцев этого года рассмотрены 297 дел, касающихся определения места жительства ребенка, порядка общения с ним, лишения или восстановления родительских прав, — такие данные приводила председатель Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области Айсулу Жуматова. — 45% из них завершились примирением.
В том, что бывшие супруги именно в здании суда пошли на этот шаг, велика роль специалиста, проводящего социально-психологическое исследование. Его выводы обязательно оглашаются на судебном заседании, учитываются при принятии решения. Да и сам процесс психологической диагностики дает сторонам возможность разобраться в себе, в истинных причинах конфликтов.
По информации судьи, Кокшетауского городского суда Гаухар Нурмановой, в областном центре за восемь месяцев этого года рассмотрены 822 дела о расторжении брака (за аналогичный период 2018 — 676), 94 дела о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних (2018 — 34), о взыскании алиментов на период обучения детей — 21 (2018-3)…
Проведенный анализ причин разводов свидетельствует, что они располагаются именно в такой последовательности: материальная необеспеченность, злоупотребление спиртными напитками, бытовое насилие и… азартные игры в виртуальном пространстве.
— Разводится молодая пара, — приводила пример Гаухар Алихановна. — Скопили какую-то сумму денег на первый взнос, хотели приобрести жилье в ипотеку. Реальные деньги из-за пристрастия молодого мужа ушли в «виртуал». Отказаться от пагубного пристрастия он не в состоянии. Этот вид зависимости встречается все чаще.
С болью Гаухар Нурманова делилась с новым явлением в ее немалой судейской практике. Дети начинают предъявлять материальные требования родителям. 18-летний парень в суде требует, чтобы мать продала квартиру, в которой его в одиночку вырастила, отдала ему причитающуюся долю. На вопрос судьи «Зачем тебе деньги?», следует решительный ответ: «Хочу купить машину».
Еще одно свидетельство инфантилизма, эмоциональной и социальной незрелости многих из поколения next. Сможет ли этот парень создать прочную семью? Вряд ли.
— Молодых людей надо готовить к браку, — таково единодушное мнение участников круглого стола. Но как это делать на практике. Есть у нас и Советы матерей, и Советы отцов, множество других общественных организаций, занимающихся пропагандой семейных ценностей. Но, увы, «упрямые» цифры свидетельствуют, что пока эффективность их невелика. Да и далеко не все зависит от них. И нет в наших реалиях возможности обязать молодых людей беспрекословно посещать какие-то курсы, диагностику психологической совместимости.
Но закрепить законодательно досудебное урегулирование споров, обязанность предоставить суду заключение психолога можно и нужно. Таково одно из предложений участников круглого стола.
Сделано оно, в частности, на основе анализа деятельности Центра ресурсной поддержки семьи, созданного при семейных судах. (Подробная информация о нем — в одном из следующих номеров нашей газеты).
— У нас нивелирована роль общественного мнения, -с утверждением судьи специализированного административного суда Кокшетау Гайши Сыздыковой нельзя не согласиться.
Как бы мы ни относились к недавнему советскому прошлому, сила парткома была велика. «Да, принудительно, из боязни партбилета лишиться, но сколько семей сохранили. А потом, когда страсти утихомиривались, в душе благодарны были, — говорила Гайша Ибрагимовна. — Если в коллектив приходила информация, что кто-то пропил свою зарплату, а ребенку, допустим, не на что ботинки купить, то его так «пропесочат», что надолго запомнит. К кому апеллировать сегодня, когда мы все больше руководствуемся принципом: «Мой дом — моя крепость».
Давайте представим, что будет, если фото семейных дебоширов появится в автобусах (это одно из предложений, сделанное явно под влиянием эмоций). Как это согласуется с правом человека на собственное изображение? В советскую пору мы и не подозревали, что таковое существует. А теперь любой человек тут же обратится в суд в защиту своих чести и достоинства. Так что: новые реалии требуют и новых форм работы.
Исходя из своего немалого опыта работы в качестве народного медиатора, Гайша Сыздыкова считает, что судебная медиация в принципе не может быть эффективной по причине очевидной: у судей при их загруженности нет и не будет для этого достаточного количества времени: «В качестве медиатора работала с одной разводящейся супружеской парой, больше трех часов понадобилось только для того, чтобы муж и жена начали разговаривать друг с другом. Они смотреть друг на друга не могли. Приходят мамы с детьми, избитые мужьями, сожителями, они говорить не могут, только плачут. Но пришли к медиатору, надеются на помощь, хотят элементарно выговориться. И не выслушать их нельзя».
Работают профессиональные (имеющие сертификат и право брать оплату за свои услуги) в здании суда. «Работают плодотворно, — говорила еще об одной проблеме Айсулу Жуматова, — стороны приходят к соглашению. Но как только речь заходит об оплате…: «Ой, а у нас таких денег нет». И идут они к судье.
Если бы помощь медиаторов в семейных судах оплачивалась из какого-то специального фонда, возможно, ситуация во многом была бы иной.
— Мечтаю о том, чтобы наш семейный суд был похож на тот, который я 10 лет назад увидела в США, — делилась Гайша Сыздыкова. — Штат — не менее 100 человек. Судей — всего двое. Остальные — психологи, педагоги… Работают с каждым, подросткам — внимание особое. Избитый ребенок проходит полный курс реабилитации. На это уходят месяцы.
Под эгидой семейного суда должны взаимодействовать различные службы. Государственные, негосударственные, специалисты различных сфер, волонтеры. Только так такой важный и нужный проект из пилотного станет постоянным и действенным.
Нина МИТЧИНОВА.
«АҚМ0ЛА — АДАЛДЫҚ АЛАҢЫ»
Проверено. Коррупции нет
Первого сентября в Кокшетауском высшем медицинском колледже к занятиям приступили 48 будущих медицинских сестер (26 из них- на бюджетной основе), 123 фельдшера (на бюджетной основе — 62), 8 акушерок — все бюджетники, как восемь медицинских лаборантов, 33 стоматолога, 14 фармацевтов — на договорной основе.
Очевидно, что молодые акмолинцы хорошо понимают, что специальности эти самые что ни на есть востребованные, конкурс был внушительным. Свою роль, конечно, играет нынешнее и будущее повышение заработной платы медицинским работникам.
На одно бюджетное место по специальности «Фельдшер» претендовали: пять человек на русское отделение, 2,5 — на казахское; почти два претендента по специальности «Медицинская сестра».
Как видим, обучаться на бюджетном отделении, стипендию получать доведется не всем. Но жалоб, апелляций после экзаменов не было. Потому что прошли они без малейших отклонений от предъявляемых требований. В этом могли убедиться члены специальной мониторинговой группы, присутствовавшие на экзаменах в качестве наблюдателей.
Видеонаблюдение в колледже (вплоть до подвальных помещений) в круглосуточном режиме ведется уже не первый год. За всем происходящим в экзаменационных аудиториях можно наблюдать не только в кабинете директора.
Экзаменатор и член приемной комиссии инструктируют о порядке сдачи экзамена, следят за дисциплиной. Помочь могут, но только по вопросам сугубо техническим, не более.
Формат сдачи экзамена тот же, что на ЕНТ. Два варианта тестов из МОН РК поступают в единственном экземпляре. Необходимое их количество распечатывается накануне экзамена в присутствии членов экзаменационной комиссии, до утра хранится в опечатанном кабинете директора колледжа. Бланки с ответами сканируются сразу после экзаменов, результат выдает компьютерная программа.
Определенные коррупционные риски все-таки выявлены. Сразу отметим, что заложены они в единой, действующей по всей республике системе приема студентов на отделение прикладного бакалавриата. От преподавателей колледжа нив коей мере не зависят. И вряд лив этом коллективе с безупречной репутацией станут актуальными. Но тем не менее. От работающих медицинских сестер, уже имеющих среднее специальное образование, поступили 105 заявлений, бюджетных мест — 10. Лучших выбирали по написанному ими эссе. Абитуриенты, прочитав предложенную им статью по медицинской тематике, кратко излагали ее содержание, выделяли ключевые проблемы, проблему с разных точек зрения, делали выводы.
Как видим, при оценке элементы субъективизма возможны. Чтобы исключить их, специальная мониторинговая группа направит свои предложения в Министерство здравоохранения РК.
Ирина БАУДИНОВА.
Внимание, дети!
Как показывает статистика, в сентябре происходит большее количество ДТП с участием подростков и детей, чем в другие месяцы. Причина банальна: дети просто забывают за лето правила дорожного движения. Чтобы избежать трагедий, нужно постоянно напоминать детям ПДД и в школе, и дома, и даже на улице во время обычных прогулок. Новый учебный год начался. А стражи порядка активизировали профилактическую работу задолго до 1 сентября.
По всей области проверяется работа светофоров, организация дорожного движения у детских учреждений и школ, наличие соответствующих знаков и разметки. Кроме того, особое внимание уделяется школьным автобусам и их водителям. Начавшееся 24 августа профилактическое мероприятие «Внимание, дети!» продлится до 30 сентября. Оно направлено на уменьшение числа ДТП с несовершеннолетними. Инспекторы БПП усилили надзор на дорогах, прилегающих к школам и детским садам. При проверке школьных автобусов обращается внимание на их техническое состояние, наличие ремней безопасности, аптечек, огнетушителей. С водителями проводятся инструктажи, даются рекомендации по перевозке маленьких пассажиров. Им напоминают о том, что нужно использовать ремни безопасности и специальные детские удерживающие устройства, которые позволяют в несколько раз снизить тяжесть последствий при аварии и помогут сохранить ребенку жизнь.
В рамках широкомасштабного профилактического мероприятия «Внимание, дети!» полицейские вручили пятидесяти водителям г. Кокшетау детские удерживающие устройства, применяющиеся в комплекте со штатными автомобильными ремнями безопасности. Устройство компактное, его можно хранить даже в бардачке, использовать на переднем и заднем пассажирских сиденьях автомобиля.
По словам кокшетауской автолюбительницы Ирины, для их семьи сюрприз оказался как нельзя кстати. Женщина воспитывает троих малышей, а с началом учебного года использует устройство в целях их безопасной перевозки.
Во время профилактических бесед с автолюбителями полицейские призывали соблюдать ПДД, быть предельно внимательными и собранными за рулем.
В центре внешкольной работы «Әулет» г. Кокшетау для ребят стражи порядка совместно с сотрудниками Центра ФЗОЖ при управлении здравоохранения провели викторину на знание ПДД. Рассказали детям об основных правилах дорожного движения, провели профилактическую беседу о необходимости неукоснительного их соблюдения. Школьники в игровой форме узнали, как правильно и безопасно переходить дорогу в различных погодных условиях, чтобы не попасть в «дорожную ловушку». Отвечая на вопросы викторины, они активно доказывали, насколько хорошо запомнили основы дорожной грамоты. В завершение мероприятия каждый из ребят получил полезный подарок в виде канцелярских товаров, памятки и буклета.
За круглым столом, организованном сотрудниками ювенальной полиции города с приглашением специалистов МРЦ области, специалистов Центра ФЗОЖ, отдела образования г. Кокшетау состоялось обсуждение вопросов профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей, их безопасности на улицах и дорогах, профилактики правонарушений среди подростков.
Сотрудниками БПП практикуется обязательное посещение родительских собраний, на которых взрослым напоминают о необходимости регулярного обучения детей основам ПДД. Словом, работа с подрастающим поколением у них на особом контроле, так как воспитывать законопослушного водителя или пешехода следует начинать с детства. Ведь, несмотря на заметное снижение количества ДТП и пострадавших, ситуация с детским травматизмом на дороге по-прежнему остается крайне сложной. С начала года зафиксировано более 75 аварий с участием несовершеннолетних, 72 из которых получили различные травмы.
Марат НУРСЕИТОВ,
по материалам пресс-службы ДП.
Обеспечить охрану животного мира
На обширной территории Акмолинской области площадью более 14 млн га обитают различные виды диких животных. Здесь в состоянии естественной свободы постоянно обитает шесть видов копытных (лось, олень, кабан, косуля, сайгак, архар) и другие виды млекопитающих и птиц.
Чтобы сохранить и увеличить численность диких животных, создать благоприятные условия для их обитания, а также навести должный порядок в проведении охоты, субъектами охотничьего хозяйства создана егерская служба в количестве 652 человек. За каждым егерем закреплен егерский участок, площадь которого установлена категорией охотничьего хозяйства. Для выполнения поставленных задач егерская служба обеспечена транспортными средствами в количестве 769 единиц, в том числе автомашин — 441, тракторов — 46, мотоциклов — 9, снегоходов -195, лошадей — 22, прочих — 56, (лодки, самолет АН-2 и др.).
В целях охраны животного мира и усиления борьбы с браконьерством специалистами Акмолинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, егерской службой субъектов охотничьих хозяйств, инспекторским составом особо охраняемых природных территорий, РГКП «ПО Охотзоопром» осуществляются рейдовые мероприятия.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, происходят факты браконьерства. За восемь месяцев 2019 года специалистами областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира выявлено более 280 нарушений Правил охоты и рыболовства и наложено штрафов на сумму 3 347 526 тенге. Выявлено девять фактов незаконной охоты. Ущерб животному миру причинен на сумму более 1 млрд 400 млн тенге. Возмещено более 23 млн тенге, в том числе по искам прошлых лет. Инспекцией продолжается работа по возмещению причиненного ущерба.
Олжас КАРПЫКОВ,
главный специалист Акмолинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.