«Радуга» над излучиной Ишима

За радугой, как атмосферным явлением, можно наблюдать бесконечно, и безгранично восторгаться. Но приблизиться к ней реально нельзя. А чтобы к фольклорному ансамблю «Радуга» села Львовское прикоснуться — это вполне доступно (палитру шитья сценических костюмов вблизи оценить, полистать альбом про историю неординарного творческого коллектива, за пиалой чая побеседовать с радушными исполнителями народных песен о новом репертуаре). Чем ближе станет для вас «Радуга» сельского Дома культуры, тем явственнее поймете особенность природной радуги за околицей Львовского, над окрестным Ишимом — там тоже не 7 цветов, а непрерывный спектр из множества промежуточных оттенков жизненного света.

Другого названия для этого культурного явления жители села не желают. Во всяком случае, об этом они даже не думают. Каждый выход на сцену фольклорной «Радуги» сравнивают с восходом самого солнца — местного, улыбчиво-ласкового, жизнеутверждающего. Поэтому львовских певуний непременно встречают радостными лицами и с душами нараспашку. Про это же история создания творческого коллектива, которую поведала мне его художественный руководитель, школьный учитель пения Салтанат Ерекешева:

— Год нашего рождения — 2009-й. До этого все в культмассовой работе происходило достаточно прозаично. К любому празднику, как, наверное, и во всех селах, готовилась концертная программа местными силами — к Новому году, 8 Марта, Наурыз мейрамы… «Выезжали» обычно на творческом потенциале учителей и талантах школьников. Я подумала: а почему взрослые, родители моих учеников, остаются в сторонке от подготовки к мероприятиям? Ведь есть же таланты! Радовалась, когда слушала на одном семейном торжестве задушевное пение народных казахских песен — хором и без репетиций. На другом — казацкое многоголосие звучало, а там — звонкий русский перепев… Обзвонила полсела, другую половину пешком обошла, побеседовала с известными мне местными певуньями, предложила им участвовать в регулярных хоровых занятиях, пообещала демократичный выбор репертуара, а для основательного начала позвала вместе собраться в нашей школе. Односельчане откликнулись, «учредительное собрание» состоялось 10 лет назад. В первую годовщину существования «Радуги» районный Дом культуры пригласил нас участвовать в праздновании годовщины Победы — признание своего рода. После «презентовались» на районном смотре художественной самодеятельности. С тех пор мы не пропускаем ни одного мероприятия районного (и областного, если приглашают) масштаба, будь то спортивные соревнования или массовые гуляния, ярмарки и т.д.

—   Салтанат Ибрагимовна, коллективу присвоено звание «Народный». Как Вы считаете, это заслуженное признание каких качеств «Радуги»?

— «В песне — жизнь моя» — так может искренне сказать про себя каждая участница фольклорного коллектива. Когда звучит песня, когда мы ее сами поем, то забываем про тяжести буден: плечи распрямляются, в глазах вспыхивают лукавые искорки. Но не верьте тому, кто скажет, что петь в хоре — возможность просто отдохнуть от рутинных дел, развлечься и приятно провести время. Это кропотливый труд: надо успеть и по дому управиться, и на репетицию сходить, и про болезни забыть.

У вас в плане мероприятий значится: «Работа над хореографией». А разве певческому коллективу это знать и уметь обязательно?

— Мы всегда поем в движении. Там и ритмика ног нужна отрепетированная, и пластика рук, особое выражение глаз, даже мимика губ. А к каждой песне — особый подход. Например, украинскую народную «Крыныченька» и казачью песню «Ой, Дуся, ой, Маруся» с одинаковыми сценическими приемами не исполнишь. То же самое скажу про казахские народные «Еркемін», «Бір бала» и русские «Пряха», «Ярмарка» «Варенька»…

Да, уж! В вашем репертуаре я насчитал больше сорока песен разных народов, и в фамилиях-именах исполнителей читаю разноязычие: где-то армянский «акцент» слышится, болгарский или татарский. Не говоря уже о казахском и русском. Именно таково своеобразие вашей «Радуги»?

— Вы читали нашу последнюю афишу. А в следующей — будет другой репертуар, одну и туже песню не исполняем, разучиваем новую. Ансамбль за десятилетие тоже менялся. В первом составе были ветеран-педагог Вера Маликова, активные общественницы Ольга Барауля, Надежда Живодерова — ее сын Александр работал в селе механизатором, но регулярно приходил на наши репетиции. После участия в «Радуге» своей мамы талантливый баянист давал нам возможность петь под «живую музыку». Другой член творческой группы — Апполинария Мовсисян — тоже по семейным обстоятельствам не смогла с этого года регулярно посещать музыкальные занятия. Но она не пропускает сегодняшние выступления ансамбля, популяризирует его в соцсетях: составила фотоальбом из гастролей коллектива, режиссирует видео. С первых лет своей деятельности ансамбль молодел, но никогда не изменял своему народному репертуару. Людмилу Шварневу, Елену Шпанову, Анну Бакшееву, Наталью Тащи, Оксану Кащееву, Любовь Валееву, Елену Жолмагамбетову по-прежнему объединяют крепкая дружба и любовь к народной песне. Мне всегда хочется говорить милым женщинам из «Радуги» благодарные слова за неоценимый вклад в развитие народной культуры.

Уникальное все-таки это явление — львовская «Радуга». Коллектив сложился именно в то время, когда сельский клуб практически не работал, да и вообще темп жизни села угасал. А стоило взойти на сцену самодеятельной «Радуге», так все в ее свете стало преображаться. За этим жизнеутверждающим оптимизмом и идут односельчане на концерты близкого им, родного коллектива. «Сейчас желающих записаться в «Радугу» больше, чем достаточно, — откровенничает художественный руководитель Салтанат Ерекешева. — Но «записаться» еще не значит «влиться в коллектив». Нужно время. Оно для каждого непременно наступит».

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

Жаркаинский район.

Читайте также