«Золотая лихорадка» для журналистов

Экскурсия
Если ктото думает, что золото в карьере АО «Altyntau Kokshetau» лежит россыпью, то он сильно ошибается. Золотые «жилы» в горной породе рудника нельзя увидеть невооруженным глазом: они тоньше человеческого волоса. А содержание драгоценного металла в породевсего около двух граммов на тоннуУвидеть работу предприятия изнутри представилась возможность представителям СМИ и блогерам во время экскурсии, организованной для них руководством АО «Altyntau Kokshetau».

Идеальное производство

Побывав на многих производственных площадках, здесь, в «Altyntau Kokshetau» ловишь себя на мысли, что так в идеале должно выглядеть любое горное производство: строго организованное и пронизанное тотальным контролем. Все передвижения — по специально оборудованным тротуарам и пешеходным переходам, полное отсутствие мусора и какой-то европейский порядок на всей немаленькой территории.

Пройдя специальный инструктаж по технике безопасности и облачившись в светоотражающие жилеты и каски, мы едем в автобусе компании, по выражению блогеров из нашей группы, «смотреть на взрыв». На парковке ровно, словно по линейке, припаркована горная техника невообразимых размеров: здесь есть самосвалы, способные перевезти за один раз 148 тонн руды, огромные погрузчики, машины, одна колесная шина у которых почти три метра в высоту и стоит 7-8 млн тенге. Начальник службы — ведущий специалист по планированию компании Арсен Салимгреев, сопровождающий нашу группу и взявший на себя обязанности экскурсовода, рассказывает, что в карьере «Altyntau Kokshetau» работает один из крупнейших в мире, единственный в Казахстане погрузчик Caterpillar К994 с объемом ковша 19,1 кубометра. Эта огромная машина поднимает около 80 тонн горной породы одним махом.

Несколько «пикапов», встреченных нами по дороге в карьер, оборудованы красными флажками на длинных древках. Арсен объясняет: это для того, чтобы оператор горной техники, сидя в кабине на высоте около пяти метров, мог заметить легковую машину даже в «слепой зоне» своего самосвала. «С трехметровыми колесами он даже не заметит, как переедет легковушку — даже такую большую, как «пикап».

С инструктажав карьер

И вот мы — в сердце горно-транспортного комплекса компании — в диспетчерской. Через прозрачную стену и со смотровой площадки рядом с диспетчерской можно увидеть весь карьер — необъятное ущелье диаметром 1200 метров и глубиной 300. На одном из нижних горизонтов (кстати, высота каждого яруса — около 20 метров) стоит горная техника. Самосвал, в кабине которого поместилась бы вся наша немаленькая группа, сверху кажется размером с песчинку…

За огромным монитором, передающим картинку с камер наблюдения и сотни цифровых данных, — горный диспетчер. Сегодня это Бекболат Едрисов. В компанию он пришел несколько лет назад. Работал на золотоизвлекательной фабрике, в отделении крупного дробления, затем пришел в карьер. Начав с должности помощника экскаваторщика, накопил большой опыт и получил предложение стать горным диспетчером. Сегодня он фактически управляет работой этой «золотой горы»: определяет, сколько и какую технику отправлять на погрузку руды, как правильно настроить цикл работы. Ответственность у диспетчера немалая. Рация не замолкает ни на минуту, то и дело звонит телефон. Но такой ритм для него привычен. Гораздо сложнее, говорит Бекболат, приходится, когда погода подбрасывает сюрпризы: гололед, мороз, дожди — риск ДТП и других нештатных ситуаций возрастает в разы.

Завершены последние приготовления: закрыты шлагбаумы и подступы к карьеру, из карьера выведена горная техника и люди. Группа экскурсантов — в диспетчерской за стеклом. По рации докладывают готовность ко взрыву, звучит сирена, и из склона у самого дна очередью поднимаются серые фонтаны. Отсюда кажется, что после взрыва в облаке пыли мелкие камни. На самом деле куски руды там огромные, попадаются глыбы полтора на полтора метра…

Ошибок не бывает

Взрывы на карьере происходят два-три раза в неделю. Сегодня на воздух взлетели около 75 тонн взрывчатки. Начальник рудника Еркебулан Куандыков объясняет: первыми на место взрывных работ отправятся взрывники — проверить, не осталось ли не сработавших шашек. Затем породу польют водой, чтобы осела пыль, и в дело вступят погрузчики и самосвалы.

Начальник рудника рассказывает, что на предприятии работает автоматическая система управления горно-транспортным комплексом. На каждой единице техники установлены бортовые компьютеры, а специальная система отслеживает, сколько было загружено за один рейс, сколько перевезено за час, за смену. Из диспетчерской можно проверить любой экскаватор или самосвал — где находится, кто управляет им в данный момент, какая выполнена работа. Кроме того, вся техника оборудована радарами, системами кругового обзора, датчиками контроля сна, не позволяющими оператору уснуть за рулем во время 11 -часовой смены.

Еще один вопрос, волновавший журналистов, — как определить, в каком месте карьера все еще содержится золото? Еркебулан Куандыков объяснил: на руднике постоянно ведется геологоразведка. Для определения содержания бурятся разведочные скважины через каждые полтора метра, по результатам этих исследований составляется схема отработки.

В ответ на вопрос, не бывает ли ошибок в расчетах, сотрудники только улыбаются: «Нет. Ошибаться не имеем права».

Крупнейшие в стране

Экскурсия продолжается на золотоизвлекательной фабрике. Ее директор Арман Алиев подробно рассказывает о технологии получения драгоценного металла. За год здесь перерабатывают 8 млн тонн руды, в сутки — 24-25 тысяч тонн. Проходя через несколько дробильных отделений, руда превращается в крошку, а затем — в пыль, которую смешивают с водой. Далее вступают в дело химические процессы, с их помощью и «вытаскивают» частицы золота из пульпы. Весь этот сложный и трудоемкий процесс происходит как раз на фабрике. Арман Алиев, объясняя технологию, демонстрирует еще одну электронную систему, установленную в диспетчерской.

— За долю секунды на контроллеры приходят порядка 15 тысяч сигналов, и на мониторах диспетчеры видят схему фабрики в режиме реального времени, — рассказывает он. — Кликнув на любое оборудование или отделение на схеме, они могут посмотреть все технологические параметры. Кроме этого, на фабрике установлены камеры наблюдения, изображение с каждой из них также можно смотреть в реальном времени. Например, здесь мы видим, что мельница работает в штатном режиме…

Как рассказали на экскурсии представители руководства компании, согласно первоначальному проекту золото здесь будет добываться до 2026 года — глубина карьера к этому времени достигнет 450 метров. Дальнейшее развитие предприятия пока покрыто тайной: возможно, здесь откроются подземные разработки, так как на глубине есть запасы драгоценного металла. Время покажет. Сейчас АО «Altyntau Kokshetau» — крупнейшая в Казахстане компания по добыче золота — производит более восьми тонн продукции в год. Кстати, это вовсе не те золотые слитки, что все мы видели по телевизору, а сплав Доре, содержащий 80-85% драгоценного металла. До пробы «9999» они дорабатываются уже на другом производстве.

Посмотреть на результат работы полуторатысячного коллектива АО и даже подержать в руках слитки очищенного золота и сплава Доре по завершении экскурсии предложили всем гостям. К презренному металлу выстроилась очередь…

Владислава КОКОРИНА.

Фото автора.

Читайте также