Авторская колонка
На днях прочла в Инстаграм сообщение Татьяны Крюковой из Кокшетау о чудесных творениях наших мастеров, которые зачастую остаются невостребованными. О них мало кто знает, а все потому, что негде их выставлять — разовые, показательные акции не в счет. Болея за свой город и за таких же творческих людей, как она, одна из молодых мастериц обратилась к властям города в Инстаграм, чтобы разрешили людям искусства представлять свое творчество свободно, на открытых площадках, а не искать ценителей в интернете. Пока проблема не сдвинулась с места. И тогда Татьяна в интернете призвала поддержать девушку всех творческих людей города, обращаясь при этом буквально к каждому: «Поддержите и вы!».
Читая сообщение, не могла не откликнуться. Сама на страницах газеты не раз писала о необходимости в областном центре выставочного зала, о невостребованных художниках, о выпускниках художественно- графического факультета кокшетауского университета, не нашедших применения своему таланту и полученной в вузе специальности, о мастерах прикладного искусства, чье творчество вызывает восторг, но остается неузнанным и неизвестным.
Конечно, есть единицы, у кого получилось пробиться на республиканский, а то и международный уровень, но это в основном те, кто имел связи, средства или счастье появиться в нужном месте и в нужное время. Как это случилось с искусной рукодельницей, мастерицей полотен на историческую тему Укужан Ементаевой, которую пригласили организовать свою выставку в столице, а в Кокшетау не замечали…
Даже профессиональные художники остались не у дел. Кокшетауский филиал Союза художников остался без своих мастерских еще в начале века — на них элементарно сэкономили, лишив признанных и хорошо известных в регионе специалистов и работы, и будущего. Кто-то тогда посчитал, что это нерентабельно и неактуально — мол, о каком искусстве может идти речь, когда у людей на самое необходимое не хватает! Парадоксально, но это конъюнктурное мнение прочно закрепилось в городе творцов и талантов на долгие годы.
Художники, чьи имена гремели на всю страну и чьи работы скупали и вывозили за рубеж, либо разъехались, либо остались забытыми. Нередко, не вынеся такого отношения, многие из них, очень тонко чувствующие мир, впадали в депрессию. Один из них — Анатолий Шаповалов, не так давно ушедший из жизни. Хорошо помню его работы — талантливые и пронзительные, в них свой, особый взгляд художника на жизнь, адресованный людям посыл к добру и красоте. Даже статью о нем в свое время я назвала его фразой: «Мне в толпе улыбнулась Мадонна!». Это было его личное прочтение написанной им картины о том, что божественное рядом. Судьба художника, не востребованного и забытого, печальна.
… Если этого не сделали вчера, то сегодня пришло время менять ситуацию. Совсем не случайно в интернете заговорили об этом в полный голос, призывая поддержать идею создания выставочного зала, аллеи мастеров с открытыми площадками и торговыми залами, где бы выставлялись и живописные полотна, и народные ремесла, прикладное искусство — самое разнообразное и многогранное самобытное творчество потомков знаменитой Сары Арки, всегда считавшейся поцелованным богом местом талантов и творцов. Один из выпускников художественно- графического факультета нашего кокшетауского университета с горечью делился: «Работы по специальности я не нашел. Но творчество не бросил. Пишу, получается, для себя. Ну, организовали однажды мою выставку в музее, и что? Кто туда пришел? Свои же знакомые, и все. Объявлений о выставке нигде не было, даже у входа в музей! Для чего выставка, для галочки? Такой подход к творчеству и мастерам шокирует. А обидеть творческого человека легко… Ему ведь что нужно? Признание своего таланта — без этого как творить? На минуту представить, что ты как художник не нужен — зачем тогда жить?».
Подобное слышала не раз, бывая на мероприятиях Союза мастеров ААНК. Выставляя свои эксклюзивные работы перед каким-либо фестивалем, искусные мастерицы почти всегда уходили расстроенные. Пару часов — и праздник закончился, их работы мало кто видел, а они так старались… Но даже и эти мимолетные выставки в городе бывают редко. Есть, правда, галерея одного художника, которую он сам открыл, но там, на крохотном пространстве, все свалено в кучу, и его, и не его картины, вызывая странное чувство потерянности. Атмосферы, где бы ты постоял у картины, поразмышлял и окунулся в мир художника, нет. А когда-то в Кокшетау, в старинном здании был прекрасный выставочный зал, проводились экскурсии, экспонировались работы своих и приезжих художников, даже из других стран. Это было любимое место интеллигенции с особой аурой — вечности. Здесь же всегда можно было купить понравившееся произведение мастера, что, несомненно, не только радовало, но и давало возможность ему существовать. В искусстве ведь всегда было так, даже Леонардо да Винчи, автор «Джоконды», реализовал свой талант благодаря поддержке властей. Правитель Флоренции Медичи, став покровителем художников, таким образом не только свой уездный городок превратил в центр культуры Возрождения, но и свое имя прославил в веках.
…Не раз обращались наши художники к властям города организовать им хотя бы выставочный зал с магазином, где бы они могли выставлять и реализовывать свои работы. Им всегда обещали, соглашаясь, что он действительно нужен областному центру, что это пропаганда культуры в обществе, возвращение к своим истокам, эстетическое воспитание… Но все так и оставалось словами, сразу же находилось что-то другое, более нужное, кому выделялось то или иное здание, а огромная армия творцов областного центра так и оставалась за бортом. Так что призыв к властям в Инстаграм очень актуален. Мастеров пора услышать! Городу нужен выставочный зал!
Александра МЯКОТА.