Туған жер
На берегу речушки-невелички,
Раскинула свои ты терема.
Село наше родное, Партизанка,
Полны твои сегодня закрома.
У каждого человека должны быть четыре корня: родители, родная земля, родной язык и история. Беречь, охранять и всегда помнить об этом должен каждый казахстанец. В этом году нашей родной Партизанке исполняется 120 лет. Историей появления нашей малой Родины, отразившей историю большой страны, вобравшей в себя судьбы многих семей, хочется поделиться с читателями.
Образование нашего села относится к периоду, который в истории называется столыпинской реакцией. Поначалу безымянное поселение возникло на правом берегу реки Арчала, в 350 км от станции Петропавловск, которая тогда была конечным пунктом железной дороги, а потому идти от Петропавловска нужно было пешком: только дети да пожитки передвигались на подводах. Первыми жителями села стали переселенцы из Самарской, Саратовской, Уфимской, Воронежской губерний — Шатские, Черновы, Новиковы, Казаковы, Лигостаевы, Свинолобовы, Романовы. Забегая вперед, хочется сказать, что до сих пор в нашем поселке живут их внуки и правнуки.
На сельском сходе по предложению Данила Казакова село назвали Царицыно. Переселенцы, решившие обосноваться здесь, рыли землянки, на берегу реки в ямах выкладывали из камней печки для выпечки хлеба, строили бани. Потом стали возводить дома из самана, дворы из хвороста. Позже появились деревянные дома, так как вокруг был хороший лес — сейчас его осталось совсем немного.
С 1885 по 1908 г. в селе жили 45-50 семей. Первым поселенцам Царицына было нарезано по 200-250 га земли, однако обрабатывать ее было нечем. Хлеб убирали серпами, а молотили, гоняя по хлебу скот. Первая «лобогрейка» — машина, косившая хлеб, — появилась в селе в 1907 году у Якова Корчагина. В 1905 году по просьбе общества житель села Чурсин открыл небольшой магазин, где можно было купить товары первой необходимости, до того даже за спичками жителям приходилось ездить за 30-40 км, в Николаевку.
В 1912-1914 годах с полей собрали хороший урожай, и это улучшило жизнь крестьянских семей. Появился в продаже сельхозинвентарь, правда, заграничный, населению его продавали в кредит под проценты. Зажиточные крестьяне настаивали на строительстве церкви. Здание ее было куплено в казачьей станице Зеренда за 4500 рублей и перевезено в Царицыно. В 1908 году решили организовать школу. Для этого наняли учителя, Василия Соколова, окончившего 4 класса, сняли однокомнатную квартиру. Там проводились занятия для первых 12 учеников. Начинали учебный год, когда выпадал первый снег, а заканчивали заниматься весной, как только снег сходил. Связано это было с тем, что дети из крестьянских семей с раннего детства выполняли тяжелую работу. С 8-9-летнего возраста вместе с отцами в поле пахали землю, сеяли хлеб, заготавливали корм для скота на зиму. Девочки 7-8 лет долгими зимними вечерами пряли пряжу, вязали.
К 1914 году в селе было более 120 деревянных и саманных домов, население составляло около 600 человек. Когда началась Первая мировая война, многих мужиков-крестьян взяли на фронт. Оставшиеся женщины не справлялись с непосильной работой, и многие хозяйства стали разрушаться. А в 1917 году в село стали возвращаться солдаты, рассказывали о событиях в Петрограде, о декретах Советской власти, о свершившейся революции. Весной 1918 года началась гражданская война. В Омске было сформировано правительство Колчака, который провел массовую мобилизацию на Урале и в Сибири. Из села Царицыно были мобилизованы 42 человека. Их отправили в Кокчетав для формирования армии. Во время ночлега в Кокчетаве они решили, что воевать против Советской власти не пойдут. Многие вернулись домой и стали участниками партизанского отряда, который формировался в селе Мариновка Атбасарского уезда. 19 апреля 1919 года из Царицыно в Мариновку отправились еще 45 человек под командованием Нефёдова и Назарова. К ним присоединились 50 мужчин из соседнего села.
Командиром Мариновского восстания был избран старый большевик Николай Михайлович Ирченко, начальником штаба — А.Л. Белаш. К маю в отряде насчитывалось около 300 человек. Вооружен отряд был плохо: 123 винтовки, по две-три обоймы патронов к ним, 1082 охотничьих ружья, 10 ящиков гранат. У многих были пики, штыки, кинжалы, которые изготавливались в Мариновской кузнице. Продовольствие партизанам поступало из всех окрестных сел. Они окопались, построили на улицах села баррикады из борон, бричек, камней. На подавление восстания в Мариновке Колчак направил военные силы, которые дважды откатывались от села и бежали. Колчаку пришлось отправить туда 3-й Улановский полк под командованием генерала Волкова. Колчаковцы, вооруженные до зубов, начали наступать на Мариновку на рассвете 12 мая. На улицах села начался ожесточенный бой. Плохо вооруженные партизаны дрались с беспримерным мужеством, но силы были неравные, и партизанам пришлось отступать. Каратели, овладев селом, начали расправу над восставшими. Уцелевшее население Мариновки выгнали за село, расстреливали из пулеметов, живыми бросали в огонь. Были убиты более трех тысяч человек, на месте села осталось только пепелище и тела убитых мужчин, женщин, детей. Из нашего села погибли 22 человека. Вот их имена: ОД. Абузов, В.П. Алтунин, И.Е. Алтунин, А.А. Галаков, А. Дорошенко, Ф.Д. Казаков, И.П. Шатский, С. Ерёмин, Ф. Ерёмин, A.M. Савков, Н.В. Савков, Ф. Лигостаев, Я.И. Нефёдов, Ф.И. Назаров, И.Г. Черевков, В.Ф. Шатский, Н. Озеров, Г.В. Карунин, М. Логинов, М.И. Савков, А.Н. Савков, И.Ф Дьяченко.
Каратели жестоко расправлялись и с жителями сел, которые помогали повстанцам. Села сжигались, жителей расстреливали. 24 мая (11 мая по старому стилю) к 7 часам вечера каратели прибыли в село Партизанка на лошадях. Утром 25 мая всем мужикам было приказано явиться на сходку. Крестьяне собрались у назначенного помещения, отряд карателей их окружил. Командир карателей Суслов зачитал список тех, кто должен остаться, а остальным приказал искать участников Мариновского восстания и через два часа явиться вместе с ними. Тех, кто был в списке, заставили раздеться, лечь на землю и начали безжалостно пороть плетьми так, что отлетали куски мяса. Местным жителям было приказано вырыть могилу. Избитых плетьми приговоренных — из нашего села и из соседнего — у могилы разделили на две группы. Приказали встать на край. Расстреливали залпами, добивая в упор тех, кто выжил, и заставляя крестьян сбрасывать убитых в ямы. Так же расстреляли и вторую группу.
Закончился этот страшный день ужасов и страданий, каратели покинули село. А к осени 1919 года войско Колчака было разгромлено. В ноябре 1919 года в наше село прибыла первая конная разведка Красной Армии. В селе стало оживленно. Был организован сельский ревком, председателем которого избрали Кирсана Васильевича Озерова. Проводились сельские сходы, крестьянам объясняли политику советского правительства, знакомили с декретами о мире, о земле. Весной 1920 года была создана и партийная ячейка.
На сельском сходе двух сел было решено перенести прах погибших крестьян, расстрелянных Колчаком, в центр села, на площадь. В сентябре 1920 года состоялось перезахоронение погибших, на которое собралось почти все население окрестных сел. В честь погибших партизан были названы улицы. А позже по просьбе населения село Царицыно было переименовано и стало называться Партизанка.
Сегодня в центре нашего села возвышается обелиск, посвященный памяти героев, павших в гражданскую и Великую Отечественную войну. У нас работают школа, детский сад, клуб, акимат, библиотека, гостиница. Есть собственная пекарня, где выпекают очень вкусный хлеб, есть тойхана, где можно отпраздновать торжество. И мы уверены, что наше село будет жить еще очень долго.
Шолпан АСКАРОВА,
библиотекарь Партизанской сельской библиотеки.
Фото из архива Амангельдинского аульного округа.
Буландынский район.