7 июля – День домбры
Ветеран труда Аманжол Талжанович Ахметов по праву считает Национальный день домбры своим профессиональным праздником — 45 лет он вел класс игры на народном инструменте в Детской музыкальной школе Державинска.
Путь в профессию аульного мальчишки складывался непросто. Судьбу определило призвание, которое поначалу разглядели не все из его окружения. Сейчас он об этом вспоминает:
— Играть на домбре учился самостоятельно. Наблюдал, как это делают мастера. Счастливыми случаями считал праздники с выступлениями акынов. В селе Далабай у меня был старший друг — Рамазан Хамзин. Тоже самоучка, но он меня многому научил. Когда окончил Омурлыкскую среднюю школу, родители меня отправили в Алма-Ату учиться «серьезным», как они говорили, профессиям — в сельхозинститут. Экзамены там я успешно провалил и даже не расстроился. Домой возвращаться с пустыми руками было стыдно, и очень хотелось определиться с любимым занятием. Помогло знакомство с заслуженной артисткой Казахской ССР Рабигой Есимжановой.
— Ничего себе! У Вас были связи уже в начале пути? Или это просто счастливый случай?
— Так мы же земляки — она родом из Коргалжыно, всегда поддерживала молодых из села. Наверное, Рабига Есимжанова рассмотрела мои способности и предложила поступать в студию эстрадного искусства. Тогда там преподавал народный артист Гарифулла Курмангалиев, набирал группу своих учеников народный артист Жусупбек Елебеков (исполнитель казахских народных песен под домбру). Вот куда мне посчастливилось попасть. После студии эстрадного искусства с 1969 по1973 гг. учился в Целиноградском пединституте на музыкальном отделении. Тогда там не было класса домбры. Учился дирижерству и другим музыкальным наукам. Мало кто знает, что я на отчетном концерте исполнял «Полонез Огинского» на баяне…
— ?! С такими навыками и знаниями Вы, Аманжол Талжанович, не остались в городе, а вернулись в родное село?
Пока мой собеседник собирался с мыслями для ответа на вопрос, в разговор, с улыбкой вспоминая прошлое, вступила супруга Толеш Акпаровна:
— Никто его не неволил, легко мог бы устроиться в Целинограде — будущей столице Казахстана. Но сам захотел преподавать народную музыку детям на своей родине. Тогда в Державинске при Детской музыкальной школе хотели открывать класс народных инструментов. Директор ДМШ Валерий Жаров (баянист, местный композитор) предложил ему здесь учить детей игре на домбре. С радостью согласился, но начинал трудно: ходил по семьям знакомых — уговаривал родителей отдать детей в класс народной музыки, убеждал в необходимости сохранять национальное искусство. Мне самой сейчас приятно слышать, что в класс домбры по личному желанию идут учиться дети даже из семей некоренных национальностей.
Лидия Джакаева, проработавшая с Ахметовым много лет в музыкальной школе:
— Знаете стиль Аманжола Талжановича? На своих уроках всегда демонстрировал уважение к ученику и глубокое почтение к национальному наследию. Настоящее искусство!
Преподавать А.Т. Ахметов перестал в 2018 году по состоянию здоровья. Знакомые в уважительную причину такого добровольного решения не верят — в свои 72 года он выглядит на зависть сверстникам: подтянут, бодр, с искринкой в глазах и безгранично радушен. Говорят, с уходом на пенсию Аманжол Талжанович поначалу взгрустнул. «А как он встрепенулся с Указом Президента о Национальном дне домбры! Второй год это его самый большой праздник», — констатирует Толеш Акпаровна.
Мне показали главную семейную реликвию. Даже не знаю, как ее назвать. То ли это ваза, где хранят самое дорогое, или наградной кубок за талант в искусстве? Может — талисман с блистательных гастролей на больших сценах в одной труппе со своими коллегами, такими же талантливыми артистами из провинциального Державинска? В дипломе лауреата читаю: «Награждается Ахметов Аманжол — термеши, Державинский район. За творческие успехи в конкурсе казахского народного творчества «Дала ани». Целиноград. 1989 г.».
Почетных грамот, дипломов и благодарностей учитель класса домбры имеет много. А эта награда для него особенная: послание из века прошлого в нынешний, поощрение из будущей столицы за сохранение национального наследия.
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
г. Державинск.
Фото автора.