Города играют определяющую роль в истории мировой цивилизации, выступая ее базовой характеристикой наряду с государством и культурой. Именно в городах происходило накопление новых знаний и инноваций, они превращались в узловые пункты, связывая локальные системы поселений экономически и административно. «Не так важно в споре историков, где и когда возник первый город на земле. Главное в том, что города были и будут тем местом, где разыгрывались самые драматические, радостные и горькие страницы истории человека, народов и цивилизаций», — писал Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев.
После значительной подготовительной работы открытие Кокшетауского округа состоялось 29 апреля 1824 года. В официальном донесении по этому случаю отмечалось: «По многочисленном собрании в Киргизской (казахской) степи при горах Кокчетавских сего апреля в 29 день торжественным образом открыт Кокчетавский окружной приказ, председателем оного избран Габайдулла Валиханов…»
Первоначально намечалось центр округа основать «близ гор Кокчетавских». Однако по настоятельной просьбе депутации казахов во главе с султаном Губайдуллой Валихановым начальник отряда, посланный для открытия округа, подполковник А. Григоровский перенес центр округа на то место, где сейчас расположен г. Кокшетау.
Кокшетау всегда, с момента своего основания, привлекал внимание исследователей. Первые сведения о местоположении и строении Кокшетау, его жителях находим в записках начальника Омской области С. Б. Броневского, который посетил Кокшетау летом 1827 года. В 60-70-е годы XIX в. подробное описание Кокшетау, его экономической, социальной и культурной жизни оставили И. Завалишин, М. Красовский, И. Словцов. Вот что писал, к примеру, о нашем городе И. Завалишин: «Кокчетав — город и место пребывания окружного приказа, построен при горе Джилан-Тау, близ озера Копа.
В Кокчетаве одна церковь, до 300 домов и уже 1263 жителя обоего пола. Есть и торгующее купечество. К юго-востоку от города видна в ясную погоду гора Кокчетау, отстающая от него в 60 верстах и по которой названы город и округ. Постройки в Кокчетаве очень хороши, из лучших в степных городах, потому что строевого лесу тут обилие…».
Занимавший выгодное географическое положение и расположенный вблизи торговых путей, Кокшетау быстро рос, в 1851 году здесь была открыта ярмарка, названная Воздвиженской. Сюда на «сатовку» приезжали купцы не только из ближайших городов, но и из дальних регионов России и Средней Азии. В 1868 году в соответствии с «Временным положением об управлении степными областями» Кокчетавский округ был преобразован в уезд, а Кокчетав стал именоваться уездным городом. Однако официально ему был присвоен статус города в 1895 году. К тому времени в городе проживали более 5 тысяч человек, а к 1917-му — около 10 тысяч.
До октябрьского переворота Кокчетав оставался провинциальным городком и делился на две части: станичную и мещанскую. Промышленность города была представлена небольшими предприятиями по первичной переработке сельхозпродукции. В 1916 году в городе были сооружены чугунно-литейный завод и небольшая электростанция при нем.
В начале 70-х в городе построен кирпичный завод мощностью 40 миллионов штук кирпича в год, фабрика по ремонту сложной бытовой техники. В 1975 году была образована дирекция строящегося Васильковского горно-обогатительного комбината. В 1978 году ввели в эксплуатацию лентоткацкую (с 1979 года — текстильно — галантерейную) фабрику — первое подобное предприятие в нашей республике. Ее производственная мощность составляла почти 400 миллионов погонных метров изделий в год. Фабрика занималась производством отделочных, ременных и других лент, эластичной тесьмы, хирургической нити. Из отходов производства изготавливали хозяйственные сумки, салфетки, выпускались чехлы для автомобилей.
В декабре 1984 года выдал свою первую продукцию второй по величине и мощности в Казахстане Кокчетавский фарфоровый завод.
В развитии транспорта были свои достижения. В 1972 году был введен новый типовой автобусный парк на 200 машин.
Что касается воздушного транспорта, в городе основное его развитие пришлось на 1970-е годы.
1 июля 1970 года открылось прямое воздушное сообщение между Кокчетавом и Москвой. В 1972 году была сдана в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса в аэропорту для приема тяжелых самолетов. К 1974 году воздушный мост связывал кокчетавцев прямым сообщением с 18 городами страны, с 7 районными центрами и многими совхозами.
Также памятным событием для жителей города было строительство аэровокзала. Уникальное по своей архитектуре и отделке здание нового аэровокзала вступило в строй в феврале 1976 года, его суточная пропускная способность была рассчитана на обслуживание города с двухсоттысячным населением.
Для улучшения качества обслуживания пассажиров в 1981 году сданы в эксплуатацию здания железнодорожного вокзала с высокой часовой башней, рассчитанного на 800 пассажиров, и автовокзала.
В 70-80-е годы Кокчетав стал обретать облик современного города и в этом, безусловно, была заслуга строителей подразделений треста «Кокчетавстрой», которые подарили городу большинство его лучших сооружений.
В первой половине 70-х годов были построены 105 тыс. кв. метров благоустроенного жилья, Дворец культуры им. Ленина (ныне «Кокшетау») (1970), Дом политического просвещения (1971), городская больница на 200 коек с поликлиникой на 500 посещений (1972), административное здание обкома партии, автомеханический техникум (1972), школы на 2240 ученических мест, детские сады на 980 мест и др.
Значительные преобразования произошли в городе за последние несколько лет. Социально-экономические показатели города свидетельствуют о положительной динамике его развития. С обретением в 1999 году статуса центра столичной области Кокшетау значительно вырос, окреп, превратился в промышленный и культурный центр. В настоящее время здесь реализуются десять отраслевых программ: по развитию жилищного строительства, развитию и укреплению жилищно-коммунального хозяйства, по занятости населения и развитию языков.
В соответствии с начатой в 2005 году реализацией государственной программы жилищного строительства, инициированной Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым, ежегодно увеличивается количество введенных жилых домов. Так, в 2007 году построены 7,7 тыс. кв. м коммунального жилья и 7,4 тыс. кв. м доступного кредитно-возвратного жилья, а в 2009 году введены уже 47 тыс. кв. м жилья. За последний год построены дома для ветеранов, медицинских работников, 138 домов для наших соотечественников в рамках пилотной программы «Нұрлы көш».
21 октября 2008 года утвержден генеральный план застройки Кокшетау, ставший основополагающим документом современного градостроительства. И сегодня видно, насколько вырос наш город, сколько в нем новых жилых домов и красивых зданий.
Из года в год хорошеет внешний облик города. Приняли ухоженный вид главные градостроительные узлы: въезды, вокзалы, Дворцы культуры, площади, парки, скверы. В 2001 году, в год 10-летия Независимости Республики Казахстан в Кокшетау появилась площадь «Тәуелсіздік». Город украсили капитально реконструированные и вновь построенные здания: Дворец «Кокшетау» (2001), кинотеатр «Cinema Alem», стадион «Окжетпес» (2005), гостиничный комплекс «Жекебатыр» (2001), а также торжественно открытые в 2007 году здание областного филиала партии «NurOtan» с фонтаном у входа и здание АО «Казахтелеком» общей площадью 5898 кв. м и т. д.
Всех приезжающих в город встречает украсившая привокзальную площадь декоративно-скульптурная композиция «Ананың ақ тілегі», символизирующая благословение матери. Надпись «КОКШЕТАУ» украшает своим радужным свечением сопку Букпа. Длина надписи 67 метров, а высота букв 10 метров.
Нургуль САКТАГАНОВА,
архивист высшей категории.
Фото Юрия БРАГИНА.