О рисках мошенничества с платежными картами

В последнее время количество обращений в Национальный Банк касательно случаев мошенничества, связанных с банковскими картами, счетами и депозитами увеличилось. Способов мошенничества множество. Вот несколько реальных случаев и набор простых действий, которые помогут обезопасить ваши деньги.

Пример 1. Лжепокупатели звонят своим жертвам, заявляя, что хотят купить товар и готовы внести предоплату. При этом мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда продавец указывает реквизиты, они просят продиктовать код из CMC-сообщения, отправленного на номер жертвы якобы для активации перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Особенно это актуально при продажах на торговых интернет-площадках, где никто не контролирует взаимоотношения продавца и покупателя. Поэтому при совершении любых операций на таких ресурсах необходимо помнить несколько основных правил:

  1. Ни при каких обстоятельствах не отправляйте незнакомым людям ваши персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
  2. Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CW/CVC-код (трехзначный номер на тыльной стороне карты).
  3. Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка.
  4. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах.
  5. В случае утери карты, сразу же блокируйте ее и приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка, также желательно посетить отделение банка в кратчайшие сроки с целью блокировки счетов.
  6. Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.
  7. Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера.
  1. Подключите услугу мобильного банка, который за символическую ежемесячную плату присылает на мобильный телефон владельца карты информацию по всем изменениям счета и совершенным транзакциям. Таким образом, вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по вашей карте.

Пример 2. Вы потеряли или, что хуже, у вас украли мобильный телефон. Мошенники могут снять деньги, либо совершить оплату с ваших счетов путем регистрации в интернет-банкинге по номеру украденного телефона или попросту зайдя в уже установленный мобильный банкинг или мобильное приложение.

В таком случае необходимо сразу же:

  1. В первую очередь заблокировать свои счета путем обращения в call-центр банка или посетив ближайшее отделение банка.
  2. Параллельно необходимо заблокировать номер украденного телефона через мобильного оператора.
  3. В случае кражи телефона — написать заявление в правоохранительные органы.

Пример 3. Появляется новый вид мошенничества, когда потенциальной жертве звонят «липовые» сотрудники банка, заявляя, что обнаружили подозрительные операции по вашей карте и с целью их предотвращения просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда жертва указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер жертвы или набрать его в тоновом режиме на телефоне якобы для блокирования перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Что же делать в такой ситуации? Правила те же, что в примере №1.

Соблюдение этих простых, но эффективных правил позволит уберечь ваши средства от мошенников. Кстати, наиболее актуальны эти правила для пожилых людей. Обязательно расскажите о них своим родным и близким, чтобы они никогда не попались на удочку мошенников. И всегда помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Берегите свои персональные данные, в случае обнаружения их пропажи — немедленно блокируйте счета, номера телефонов, привязанные к ним, и обращайтесь в правоохранительные органы.

По информации Акмолинского филиала Национального Банка.

Читайте также