Когда ответственен каждый

Актуально
В рамках реализации проекта «Молодежь против терроризма и экстремизма» по инициативе областной прокуратуры в Казахском музыкально — драматическом театре им. Ш. Кусаинова состоялась встреча спикеров со студентами вузов, колледжей и учащимися старших классов школ г. Кокшетау.

— 2019 год Елбасы объявлен Годом молодежи, — отметила в своем приветственном слове председатель МОО «Зерделі ұрпақ», магистр гуманитарных наук Гульнара Оразбаева. — Государство осуществляет много различных эффективных программ по социализации, активизации и трудоустройству молодых казахстанских граждан. Как мы знаем, глобальной угрозой XXI века продолжают оставаться экстремизм и терроризм. Поэтому первоочередной задачей является повышение правовой грамотности, духовно-психологической культуры и формирование у молодежи неприятия псевдорелигиозной, радикально экстремистской идеологии.

Выступлениям спикеров и диспуту на диалоговой площадке предшествовала никого не оставившая равнодушным тематическая театрализованная постановка танцевальной студии «The Legacy Show».

—   Трагические события 2016 года в Актобе (5 июня) и Алматы (18 июля) показали, что угроза совершения в стране террористических актов — не мистическая, а вполне реальная, — продолжил председатель РОО «Контртеррористический комитет», кандидат юридических наук, полковник Аманжол Уразбаев. — Обстоятельства, при которых они совершаются не только в дальнем и ближнем зарубежье, но теперь уже и у нас, показывают, что злоумышленники все чаще применяют нестандартные формы реализации своих преступных идей. Поэтому, несмотря на то, что правоохранительные органы свою нелегкую службу по обеспечению общественной безопасности и правопорядка несут бдительно, заложником у террористов может стать любой человек.

После такого вступления полковник обратился к аудитории с вопросом: «Каковы будут ваши действия, окажись вы в такой ситуации?». Ответы сыпались чуть не хором: «Позвонить на 102 или родственникам. Постараться спрятать телефон в отключенном виде. Не паниковать. Лежать лицом вниз, закрыв голову руками, и не двигаться. Не провоцировать нападающих к применению оружия. Запомнить приметы преступников, имена, клички, шрамы, татуировки, тематику разговоров. Держаться подальше от оконных и дверных проемов. В случае освобождения не бежать навстречу сотрудникам спецслужб…». Экзаменатор хотя и остался доволен ответами, но выразил недоумение, что никто не произнес слово «убежать». Оказывается, в первые три минуты захвата такое возможно. Потому как накануне выдвижения своих условий в планы террористов не входит открытие огня на поражение.

А. Уразбаев напомнил, что первые теракты в РК имели место в 2011 году. Так, 12 ноября приверженец джихадизма М. Кариев, 1977 пр., совершивший самоподрыв в г. Таразе, унес жизни семерых граждан, в т. ч. 5 сотрудников правоохранительных органов. 3 декабря этого же года в п. Боролдай Алматинской области была ликвидирована террористическая группа из пяти человек. Погибли два сотрудника спецподразделения «Арыстан». 12 сентября 2012 года во время контртеррористической операции «Кульсары» в Атырауской области обезвредили 6 террористов. А 20 сентября — четверых.

В Европе, несмотря на огромный наплыв беженцев из зон террористической активности — Сирии, Ливана, Ирака, терактов стало происходить гораздо меньше, чем на постсоветском пространстве. Объясняется это тем, что уровень антитеррористического сознания европейцев выше. И каждый считает своим долгом незамедлительно сообщать в правоохранительные органы обо всем подозрительном, что может быть связано с подготовкой к теракту. «Без активного участия всех граждан борьба с терроризмом обречена на провал», — призывно прозвучал вывод спикера.

О деструктивных религиозных течениях исламской направленности в РК рассказал наиб-имам «Науан Хазірет мешіті» Данияр Кенжалин.

— Официальной религиозно-правовой школой ДУМК является ханафитский мазхаб, — проинформировал он. — Это доставшийся от наших предков правильный путь понимания шариата, которого придерживались ученые ислама. Наш долг — передать его последующим поколениям.

К сожалению, некоторые молодые люди подпадают под влияние тех или иных деструктивных радикальных течений. Из-за своих крайних взглядов допускают чуждую интерпретацию священных текстов Корана и хадисов, не понимая всю пагубность таких действий. Штудируют просторы интернета, заходя на различные сайты, где открыто пропагандируются религиозный экстремизм и терроризм.

Именно они, зараженные фанатизмом, купившись на посулы о красивой жизни в «истинно мусульманском государстве», против воли родителей или без их ведома уезжали в горячие точки. Втянутые в кровавую бойню, убеждались — никакой справедливости там и в помине нет. А выйти из такого «рая» уже невозможно. За это карают смертью. В результате беспрецедентной по своему масштабу спецоперации «Жусан», проведенной в три этапа, казахстанские спецслужбы из зоны боевых действий в Сирии в январе 2019 года сумели вернуть 47 граждан страны на родину. Ставшие заложниками террористов, они просили о помощи через родных. 7-8 мая кроме 16 доставленных мужчин были эвакуированы 59 женщин и 159 детей, 18 из которых сироты. 28-31 мая — 67 женщин и 171 ребенок. Возвращенные дети  размещены  в специальном адаптационном центре, где проходят реабилитацию и получают необходимую помощь.

А правильную информацию о традиционном исламе и по всем интересующим религиозным вопросам можно найти на официальных сайтах. В их числе: Агентства РК по делам религий — www.e-islam.kz, ДУМК — www.muftyat.kz, центральных областных мечетей: Алматинской — www.azan.kz, Астанинской «Хазрет Султан» —www.muslim.kz, Западно-Казахстанской www.oral-islam.kz, Акмолинской «Науан Хазрет» — www. nasihat.kz.

Правовые аспекты профилактики религиозного экстремизма и терроризма осветил старший помощник прокурора Акмолинской области Сырым Бельгибеков. В Казахстане экстремистскими, террористическими признаны и запрещены 23 организации, в числе которых «Исламское государство», «Аль-Каида», «Джабхат ан-Нусра». Лица, которые имеют причастность к деятельности данных организаций, уголовно наказуемы. Ужесточено законодательство в области борьбы с финансированием терроризма. За последние 5 лет к уголовной ответственности за террористические и экстремистские преступления привлечены порядка 600 лиц по стране и 20 — по области. По статистике, 80% из оказавшихся в рядах ИГИЛ вербовались туда через интернет. При этом 2-4 месяцев было достаточно для того, чтобы молодой человек был готов совершать джихад.

Дал четкое определение, что является терроризмом, а что экстремизмом, довел основные положения профильных законов начальник отдела антитерростического центра ДКНБ, полковник Сергей Черемнов. Спикеры ответили на многочисленные вопросы студентов и школьников. Наставляли активистов проводить разъяснительную работу с маргинальной молодежью и выходцами из неблагополучных семей.

Марат НУРСЕИТОВ.

Читайте также