Экологическая безопасность состоялась, на очереди — экологическое донорство

Природа и мы
Выезжая в длительную командировку в чужую страну, иностранцы, как правило, берут с собой прибор, определяющий состояние окружающей среды. Посещая конкретно Бурабай, они дают высокую оценку экологическому порядку в регионе.

В подобных случаях говорят: доверяй, но проверяй. Отправляясь, так сказать, на экологическую разведку в ГНПП «Бурабай», договариваемся дозиметр пустить в дело в последнюю очередь, а вначале рассказать о той работе, которая и формирует экологическую безопасность на территории национального парка.

Туристы любят Бурабай, Бурабай отвечает взаимностью

На стыке XX и XXI веков находилось море желающих использовать лакомый кусочек природы в меркантильных целях, однако губительному для окружающей среды проекту не суждено было сбыться. Бурабай служил и будет служить народу Казахстана. Слова эти часто повторяет Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев, когда речь заходит о развитии и перспективах Щучинско-Бурабайской курортной зоны, которая все больше и больше притягивает к себе туристов.

Если сравнить курорт с кинозалом, то пустых мест в нем в летний сезон не бывает, стулья стоят даже в проходах, что подтверждает официальная статистика. Все национальные природные парки Казахстана в год перечисляют в республиканский бюджет за посещение особо охраняемых территорий порядка 260 млн тенге, ровно половину этих средств зарабатывает ГНПП «Бурабай». Критикуя прежние примитивные услуги и заоблачные цены, туристы все равно остаются верными своему выбору.

Почему? Рвется логическая цепочка: не все устраивает, а желающих не убавляется. Каюсь, в нулевые годы и я предал Бурабай, отправляясь на летний отдых в Шалкарскую курортную зону, что находится в СКО. Получал удовольствие от знатной рыбалки, «морской» воды, изобилия грибов и ягод, но тем не менее часто тянуло в Бурабай.

Сегодня ЩБКЗ в год посещают около 1 млн туристов и отдыхающих. Здесь проходят саммиты с участием глав государств. Расписываясь в Книге почетных гостей, они, как правило, признаются в любви к Бурабаю, обещая при случае сюда вернуться. Ежегодно формируются новые турмаршруты, возводятся этноаулы, планируется открытие палаточного городка на «Поющем острове», обживаются места, где редко ступает нога человека. Тишина, покой, экзотика у многих туристов сегодня на первом месте. Все проекты, новые и старые, обязательно сопровождаются нормами, касающимися экологической безопасности.

Посевная с лукошком

Руководитель ГНПП «Бурабай» называет капризной местную экосистему, где исповедуется древняя японская философия: природа — как материя, всегда первична, все остальное на территории нацпарка — вторично. Например, на всех выездах и въездах в наиболее людных местах красуются панно с надписями: «Посещая нацпарк, ничего не уноси с собой, кроме фотографий, и ничего не оставляй, кроме следов своих ног». Таким образом японцы, причем на каждом шагу и при малейшей возможности, проповедуют принципы экологического гуманизма.

На других панно (учиться и перенимать хорошее не зазорно) неизвестный японский автор XIII века, желая получить прощение у природы, говорит: «Камнем бросьте в меня, ибо я обломил ветку цветущей вишни». Соседствует с ними высказывание классика казахской литературы Мукагали Макатаева, выросшего в горах Тянь-Шаня, но отдавшего пальму первенства Бурабаю: «О, прекрасная природа, падаю ниц перед твоими каменными грядами».

Дежурные слова, дежурные лозунги типа «Берегите лес от пожаров!», «Природа — наш лучший друг» давно обросли формализмом и ожидаемого эффекта не приносят. Изречения мудрецов непременно оставляют след в душе человека. Как капля воды точит камень, так и они напоминают о ценностях жизни, ненавязчиво призывая их чтить и оберегать.

Объясняю, почему в нацпарке «Бурабай» капризная экосистема. Внутри и по его периметру расположились около 60 населенных пунктов, в том числе такие крупные, как город Щучинск и курортный поселок Бурабай, более 40 здравниц, создающих мощный антропогенный прессинг (пагубное воздействие человека) на окружающую среду.

Второй момент. ЩБКЗ находится в плотном окружении степной зоны с совершенно противоположным ландшафтом. По этой «уважительной» причине постоянно возникают природные конфликты: чья возьмет. Меряются силами в основном трава луговая и трава лесная, которые являются острыми конкурентами за обладание территорией. Неспроста два года назад в ГНПП «Бурабай» родился экспериментальный экологический проект в пользу хвойных культур.

Весной его сотрудники вышли на посевную… с лукошками, руками разбрасывая семена сосны в заранее подготовленные бороздки. Бороздки как раз и явились главным звеном проекта. Проделывая их, лесники механически уничтожали луговую траву, тем самым предоставляя семенам сосны беспрепятственный рост. Результат превзошел все ожидания. Всхожесть хвойных культур оказалась стопроцентной: уже жирный плюс для будущего экологии.

Муравьи, родники…

Можно с наслаждением бесконечно смотреть на воду, огненные языки костра… Все это мы уже проходили много раз. Для себя сделаю новое открытие: не могу оторвать взгляд от живого муравейника. Что его обитатели на своих «улицах», «площадях» вытворяют — уму непостижимо. Спящими их еще не видел, хотя наблюдал долго. Беспрерывная работа 24 часа в сутки.

Для себя стараются и для нас, людей.

У меня в руках памятка о пользе муравейников для природы, а значит, и для экологии. Не зря муравьев еще называют санитарами леса. Вычитал любопытные факты. Оказывается, муравьи, поселившиеся в отмершей древесине, ускоряют ее разложение, освобождая лес от захламленности. За летний сезон обитатели одного муравейника освобождают лес от 5 млн вредных насекомых, обгоняя в этой работе в 20 раз птиц. Бывает, если муравьев в лесу нет, их переселяют искусственным путем. В нацпарке «Бурабай» насчитывается около 5 тыс. муравейников — один из высоких показателей экологической стабильности.

С родниками дела обстоят не столь блестяще. Повлияла прежняя хозяйственная деятельность, а скорее всего, бесхозяйственная, когда курортная логистика, турмаршруты прокладывались без учета сохранения подземных источников. А тут еще и природа ненароком подпортила себе репутацию: на самом достопримечательном месте ЩБКЗ — в Голубом Заливе — с видом на знаменитого Сфинкса две трети побережья заполонил тальник, лесники его называют сорняком.

Все бы ничего, да пейзаж он туристам портил, закрывая собой каменные фигуры. Руководство нацпарка решило его вырубить. «Зеленые» встали на защиту: не поволим обижать природу. Пришлось подключать науку, независимых экспертов, в конце концов проект был реализован. На образовавшихся прибрежных проталинах — о чудо! — начала активно проступать вода. Вот где оказалась собака зарыта. Корни, глубоко взяв в капкан водоносные капилляры, явились естественным препятствием для жизнедеятельности природных родников.

Боровское озеро, и без того страдающее дефицитом влаги, попало в заложники не такой уж и ценной растительности. Убрали ее — сразу образовались блюдца с водой, что и требовалось доказать.

Кстати, дефицит воды также имеет непосредственное отношение к капризной экосистеме. Все озера курорта, кроме Боровского, обходятся без притоков, зато «оттоков» хоть отбавляй. Вся надежда на летние и зимние осадки. Резко обмелело богатое рыбой Большое Чебачье, скоро его можно будет пешком вброд перейти. Причина — лишилось оно внешней подпитки в виде почвенных вод. Почему лишилось? Надо спросить человека. Совсем недавно он оставлял здесь нежелательные следы.

Где есть вода, там есть продолжение жизни. Родники при этом играют важнейшую роль. В ГНПП «Бурабай» круглогодичных действующих — 25, сезонных — 13. Все до единого благоустроены и защищены от антисанитарного влияния. Сегодня продолжается тщательное обследование особо охраняемой территории в надежде отыскать новые природные родники.

Превышение вредных выбросов не обнаружено

Генеральный план развития ЩБКЗ предусматривает… Точку в предложении ставить не будем, план пока не реализован, однако посмаковать следует. Летом в п. Бурабай скапливается много транспорта — ни пройти, ни проехать, выхлопные газы бьют в нос, рот, превращая лечебный воздух в обычный городской, правда, без особых вредных отклонений.

Три года назад ГНПП «Бурабай» получил корректировку ПДВ (предельно допустимых выбросов), согласно которой годовой лимит эмиссий в окружающую среду не должен превышать 221,68 тонны в год. Ежеквартально сдается отчет производственно-экономического контроля. В 2016 году инструментальные замеры проводила независимая аккредитованная организация ТОО «ГИО Трейд». Анализы показали: превышения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не обнаружено.

Вот и наш бытовой дозиметр похожего «мнения»: остановился на шкале за четыре деления до красной отметки, что равносильно оценке «хорошо». До оценки «отлично» тоже можно дотянуть, включись в работу генплан развития курортного поселка. Он предусматривает запрет использования бензиновых или дизельных двигателей, предлагая электротягу. Разве это не смак для природозащитников и экологов? Белка неспроста ушла в глубь лесов, туда же перекочевал дятел. Звери и птицы не выдерживают безудержного натиска человека, а появятся на территории ЩБКЗ электромобили — они вернутся.

Предлагается также закрыть сквозной проезд от поселка Бурабай до Акылбайского лесничества, тогда легче станет контролировать потоки автотранспорта. Ограничения, естественно, скажутся на развитии туризма, но экология прежде всего!

Ради нее пришлось даже скорректировать нормативы мировой практики размещения заповедных зон. Во всех национальных парках мира заповедники составляют 10% территории, в «Бурабае» — 12%. Таким образом его руководство вынуждено возвращать природе экологические долги.

Зона экологической стабилизации охватывает почти 44 тыс. га. Здесь строго-настрого запрещена любая хозяйственная деятельность.

— В целях сохранения экосистемы ориентируемся на «зеленую» экономику, — подчеркивает заместитель директора ГНПП «Бурабай» Сергей Быков. — Ориентируемся с подключением науки. Подали заявку о принятии нас в состав Европарка, чья штаб-квартира находится в Швейцарии. В случае положительного решения придут нанотехнологии по сохранению природы при огромных рекреационных нагрузках. Кроме того, ведем переговоры с одним из национальных парков Канады, хотим стать его побратимом, чтобы обмениваться опытом. Все-таки одна широта, один климат…

С момента образования ГНПП «Бурабай» прошло 18 лет. И все эти годы коллектив вынашивает мечту сделать свое учреждение экологическим донором на севере страны. Это лучший лес, лучший воздух, лучшая вода. Лучшая «зеленая» экономика. А самое главное, на начальном этапе пока еще будущего проекта — воспитание экологической культуры. На мой взгляд, донорство уже не за горами.

Вместо эпилога

О Бурабае пишу почти 40 лет. Заставал знаменитый курорт и на грани банкротства, и на пике развития. В 2000 году в «Казахстанской правде» с небольшим интервалом вышли три мои статьи под заголовком «Кто спасет Боровое»? Спасатели нашлись, в первую очередь природозащит-\ники благодарят Елбасы, который развитие ЩБКЗ взял под персональный контроль.

Бурабай с гордо поднятой головой встречал гостей «ЭКСПО-2017», еще раз подтвердив, что готов стать экологическим донором в регионе. Здесь проводится международная парусная регата. Возрастает поток туристов, в том числе и из России. Гости в один голос отмечают благополучие окружающей среды, экологическую привлекательность курорта.

Александр КУЗЕННЫЙ.

Читайте также