Его жизнь в театре

21 мая — День работников культуры и искусства
«Бахтыгереев Б.С. считает, что культура должна принимать участие в формировании национальной идеологии для позиционирования страны в мировом пространстве. Под его руководством сегодня коллектив театра продолжает свою историю, приумножает все лучшее, что в нем есть».

Так оценивают деятельность директора Акмолинского областного русского драматического театра, обладателя почетного знака «Мәдениет саласының үздігі» Бейбита Бахтыгереева в Ассоциации деятелей русских театров зарубежья.

Бейбит Салаватович, когда Вы, такой колоритный, импозантный, в неизменном ярком шарфе поднимаетесь на сцену, возникает стойкое ощущение: «Богема. Он в театральной среде родился». Это так?

— Отнюдь. Я — сельский мальчишка, летом с мальчишками в коптильне рыбу воровал. С лучком ее поедали. Вырос в с. Шортанбай Атырауской области, на границе с Астраханской. Мама работала на заводе какое-то время, но большей частью воспитывала нас — пятерых детей, папа — ветеринарный врач. Первый в моей жизни спектакль увидел в восьмом классе. Это был «Беу, кыздар-ай!» в постановке народного театра из райцентра. Влюбился в театр сразу и навсегда.

Звучит как каламбур но детей любил с детства. В сочинениях так и писал: «Хочу стать учителем начальных классов». Намеревался поступить в педагогическое училище. Увидев спектакль, передумал. Написал в «Дружные ребята»: «Где учат на актера?». Ответили. В списке вузов был наш Алматинский театрально-художественный институт, понял, что нужно полное среднее образование. Пошел в девятый класс, видел себя на сцене.

Но все мы когда-то впервые приходим в театр. Остаются в нем единицы. И все-таки, откуда у «парня театральная грусть»?

— Сложно сказать. В детстве долго жил у бабушки. Она мне наизусть рассказывала эпосы: Кобланды-батыр, Кыз Жибек… Это было так красиво. На телевидении тогда канала «Культура» не было. У нас всего-то и было два канала. Любимая передача — «В гостях у сказки». Тогда не понимал, что это театральное действо, но ни одной передачи не пропустил. Если дома телевизор ломался, к соседям бегал смотреть. Читал много. Родители мое решение стать актером не одобрили. Вернее, просто не хотели меня отпускать далеко от дома. Ослушаться родителей — табу. Все-таки чуть позже запрет нарушил.

Поступил в Атырауский педагогический институт, но не проучился и семестра. Пришел в областной театр, прослушали, взяли в массовку, оформили помощником осветителя. Для меня театр был Храмом, переступал порог с трепетом, который и сейчас не проходит. Летом — в Алматы. Педагог, готовившая нас к экзаменам, сказала: «Если не поступишь, обижусь». Но по совету ректора: «Ты издалека, на актерское отделение конкурс большой, не пройдешь — как домой вернешься?», поступил на специальность «Организация и планирование театрально-зрелищных мероприятий». О том, что не стал актером, не жалею. Главное — я в театре. А может быть, еще и сыграю своего Гамлета.

От Вашего пути в театр давайте перейдем к пути в Кокшетау…

— Добирался я сюда довольно долго. С «красным» дипломом в 1996 году распределился в Целиноград. Смутно представлял, где он находится. Но уже знали, что столица будет там, а значит, и перспективы. Дома не просто отговаривали, плакали: «Далеко, холодно». Приехал 1 августа, вышел из поезда в футболке, а люди в куртках, какие мы в Атырау зимой надеваем.

Пришел в управление культуры, там как раз по своим делам был директор Акмолинского областного драматического театра им. Горького Валерий Тарасов. Посмотрел на меня: «Я тебя беру администратором. Год выдержишь — что-то из тебя получится». Выдержал. Во многом благодаря поддержке Валерия Васильевича.

Во время сессии Ассамблеи народа Казахстана поручили сопровождать Азербайжана Мамбетова. Через год он переехал в Астану, пригласил к себе. В Казахском государственном музыкально-драматическом театре проработал до самой кончины великого режиссера.

В 2002 году Валерий Васильевич пригласил в Кокшетау. Скажу честно, приехал ради трехкомнатной квартиры. Областной театр тогда ставил спектакли в ДК «Истоки». Как-то мрачно все показалось. Походил по городу, люди показались неулыбчивыми, грустными. Написал записку: «Простите, не могу».

Но это был тот случай, когда первое впечатление оказалось обманчивым. Второй раз приехал в Кокшетау в 2013 году. Реализовал множество планов, задумок еще больше.

Благодарен Валерию Тарасову, всему коллективу. Я преклоняюсь перед своими актерами. Они — жертвенные люди. Пашут сутками. В этом году — 15 премьер. Многие ставили параллельно. Бывает, играем 45 спектаклей в месяц. Сейчас у нас три площадки. Рад, что коллектив разделяет мое кредо: театр должен быть доступен 24 часа.

Театральный сезон был событиями переполнен. В сентябре черпали вдохновение в Актау на фестивале прикаспийских государств. В Йошкар-Оле на нашу «Плаху» пришел Генеральный консул РК Еркин Тукумов. Затем — фестиваль «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. Самые яркие впечатления — от участия в международном театральном фестивале в «Буа: Пространство диалога». Гастролировали в Шымкенте, Караганде, принимали коллегу себя…

Завершим сезон еще одной премьерой. Будем ставить «Бейбарс». Стараемся сделать его так, чтобы было не стыдно выезжать, представлять культуру нашей страны на многих новых фестивалях.

В сентябре выезжаем в Актау на первый международный фестиваль им. Абиша Кекильбаева. Новый календарный год начнем с международного фестиваля «Пять ночей на Кипре». С 29 октября по 3 ноября у себя проведем теперь уже международный фестиваль… Приглашаем зрителей.

Современный зритель, какой он?

— Говорю сразу: наши зрители самые лучшие. Это отмечают и гастролирующие у нас театры. Но, конечно, речь идет о самых верных, заядлых театралах. С молодыми зрителями сложнее, как, собственно, с молодежью в целом. Сейчас жизнь другая, другая оценка происходящего. Более равнодушная. Меньше сопереживания. Мы выросли на общении, дружбе. Сейчас больше телесного. Мы росли на книгах, молодежь — на телевидении и интернете. У них информации больше, но интеллекта, кругозора меньше. Функциональная грамотность… Не знаю. Как-то это слишком прагматично — оценивать все сквозь призму: «Пригодится мне это или нет». Жизнь большая, кто знает, когда и что пригодится. Так что стараемся зрителя воспитывать. Но очень все сложно.

Если бы была возможность, куда бы Вы хотели поехать надолго?

— В Европу. Манит свобода творчества, самовыражения, отсутствие комплексов. Здесь мы зажаты. Хотя границы внешней свободы сейчас гораздо шире, есть какой-то внутренний цензор. Мы держим себя в рамках. А может, это мой личный «комплекс отличника»: что скажут другие? Я не могу от этого освободиться. Хочу, чтобы обо мне говорили только хорошее. А может, это уважение к другим. Не знаю…

У нашей современной театральной критики те же проблемы. Боятся обидеть, как-то аморфно: «Хорошо, но немного бы…». А что немного? Так и неясно. Критика нужна. Европейская критика иная. Жесткая. И это правильно.

И все-таки, какие критические замечания побуждают к действию?

—  Известный московский театровед Анна Степанова говорит конкретно. Она нас уважает за то, что стараемся шагать в ногу со временем. Находимся в постоянном поиске, в рабочей форме. Хвалит не из-за жалости. Справедливо отмечает, что нашим молодым актерам не хватает образования. Будем работать. Выиграли грант Союза театральных деятелей России. Приедут преподаватели ГИТИСа, будут давать мастер-классы сценической речи, техники…

На что Вам не хватает времени?

— На книги. В последнее время мало читаю. Пытался отказаться от интернета — не могу. Хотя днем им не пользуюсь. Начал читать Айтматова «Первый учитель». Восприятие другое. В детстве плакал. Сейчас — обращал внимание на язык. Слова оригинальные. Быт. Больше изучал характеры героев.

Чего Вы никогда не сделаете?

—  Не предам. Ну опять же, все очень непросто. Знаете, проходил тестирование на восприятие коррупции. Там был вопрос о том, сообщу ли, если узнаю… Думал, думал… Решил, что скорее промолчу, сам постараюсь поговорить, убедить. Может, я не прав, но пока грани, где начинается предательство и где принципиальность, четко определить не могу.

Вы счастливый человек? -Очень.

Ваша мечта…

— Оставаться человеком.

Благодарю за беседу.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также