Как основа традиций
В Астраханском районе адресную социальную помощь получают 144 семьи. Из 729 получателей 488 — дети. Только в апреле помощь была назначена 106 семьям, а это значит, что уровень жизни каждой из них значительно улучшится. С одной из таких семей в селе Астраханка мы познакомились лично.
У Загипы Абдуллаевой и Айбека Юсупова — восемь детей. Живут здесь, в селе, уже двенадцать лет. Когда переезжали на историческую Родину из Узбекистана, у них было только трое мальчишек — Дастан, Айтбай и Азамат. Уже здесь, в Казахстане, родились еще четверо: Канагат, Жандос, Ердос, Айдос и долгожданная маленькая лапочка-дочка Томирис, которой сейчас год. В прошлом месяце семье была назначена адресная социальная помощь, и это, по словам Загипы, пришлось как нельзя кстати. Самостоятельно себя обеспечивает пока только самый старший сын Дастан, он живет в Hyp-Султане, уже работает. Остальных же просто необходимо приодеть к лету. У мальчишек и одежда, и обувь изнашиваются быстро — мамы мальчиков поймут, а когда ребят в семье шестеро, и траты умножаются на шесть.
Загипа приглашает нас в дом. Его семья когда-то приобрела по квоте. И хотя на ру-кахухозяйки кудрявая красавица Томирис, для гостей уже приготовлены лепешки, а у дастархана постелены красивые корпешки ручной работы — их Загипа шьет сама. В этой семье, как и во многих семьях переселенцев, вообще свято чтут традиции и обычаи народа. Скорее всего причиной тому — стремление сохранить свою национальную идентичность, живя вдали от Родины, сберечь родной язык и ценности народной культуры. И детей в таких семьях воспитывают, прививая главные ценности казахского национального характера — уважение к старшим, целеустремленность, готовность прийти на помощь.
Так и у Юсуповых: мальчишки с детства помогают родителям по хозяйству — и отцу с тяжелыми работами, и матери по дому.
Улыбаясь, она рассказывает, что сыновья могут и дома убраться, и постирать, и за малышами присмотреть не хуже девчат. Все — крепкие, красивые, хорошо поют, рисуют, занимаются спортом, в том числе национальной борьбой қазақ күресі. Пока мы беседуем с Загипой, играют с маленькой Томирис, и она с удовольствием идет на руки к старшим братьям, каждому улыбается. Глядя на это, думаешь: такие мальчишки обязательно станут в будущем хорошими мужьями и отцами. И трудолюбие у них в крови: выросшие в деревне, они не привыкли сидеть без дела. Перед глазами пример отца — он работает кочегаром, старается обеспечить большую семью. Загипа тоже, несмотря на наличие восьмерых детей, всю жизнь дома сидеть не намерена. Еще в Узбекистане училась на бухгалтера, а недавно прошла обучение поварскому делу. Профессия эта более востребованная, и когда дочурка подрастет, она сможет тоже устроиться на работу.
Конечно, материально семье живется непросто. Все-таки, когда в семье восемь детей, сколько не зарабатывай, будет нехватка. Спасает помощь — и от государства в виде АСП, и от простых людей. С вещами для детей помогают соседи, из мечети по праздникам привозят мясо, иногда Юсуповы получают продукты от различных благотворительных фондов. Но и сами они не сидят без дела, стараются подрабатывать. А еще — много занимаются детьми, участвуют в их школьной жизни, стремясь вырастить из ребят, в первую очередь, хороших, достойных людей. Через несколько лет парни вырастут, встанут на ноги и уже сами смогут и себя обеспечить, и родителям помочь. И тогда Загипа и Айбек с гордостью смогут сказать, что свое предназначение на этой земле выполнили. И поблагодарить всех, кто им в этом помог.
Екатерина ЛЬВОВА.
Астраханский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
Почему село Ижевским назвали
В селе Ижевское познакомились с двумя представительницами комсомольцев-добровольцев, в адрес которых в любимом ими фильме «Иван Бровкин на целине» звучит: «О, целинники-былинники! Ребятушки мои, это другое дело!».
Беседовали долго. Ощущение — говорим с родными сестрами. Настолько схожи их судьбы, отношение к жизни, к людям…
Обе — труженицы тыла, у обеих отцы воевали, матери «… работали за мужика. Мужиков-то вообще мало было». Обе по комсомольским путевкам приехали в Казахстан из Удмуртии, родились и выросли близ ее столицы — Ижевска. Приехали первым целинным эшелоном, в Ижевске и сформированном.
Тамаре Даниловне Думанецкой в мае 83. Здоровье бывает подводит, но с памятью все в порядке. «На огороде — с малых лет. С него во время войны, да и после Победы, кормились. Мама седьмого ребенка родила уже после гибели отца на фронте. После родов заболела сильно, в больнице долго лежала. Нас — в детский дом. Мама выздоровела, забрала всех, а я осталась. Мне уже девять лет было, сама так решила, понимала, что каждый лишний рот — в тягость. В детском доме и выросла. Семью не забывала, они — меня. В Ижевске в ремесленном училище выучилась на штукатура-маляра. В Сарапуле работала на заводе. Когда предложили ехать на целину, согласилась сразу. Молодая была, хотелось нового. Ничего не боялась.
55 лет прошло, а как будто вчера все было. Приехали в марте. Снег уже растаял, ручьи текли. Степь красивая! Меня сразу на сеялку определили. За зерном пошлют- мешок на плечи. Тяжести не чувствовала, силы-то молодые были.
Замуж вышла за украинца. Свадьбы не было. Какие тогда свадьбы. Муж — механизатор. А я… Куда пошлют, там и работала: маляром-штукатуром, поваром, заведующей столовой. Хозяйство держали большое. Корову первую купили, как только поженились. А зимы какие были. Дом наш снегом заносило так, что корову выгоняли через снежный туннель.
Жить полегче стало где-то лет в 40. На ноги прочно встали. Дети, их четверо у меня, подросли уже, помощниками стали. Жизнь другой была, понятной. Люди тогда проще были, друг перед другом не красовались, все одинаково одевались. Сейчас часто не поймешь, что к чему.
Но жаловаться не на что. Восемь внуков, 11 правнуков, скоро двенадцатый родится. Все навещают, уважают, помогают. Жаловаться не приходится, ни о чем не жалею. Дочь Галина, как на похороны отца из России приехала 10 лет назад, да так и осталась со мной. Зовет туда, я не хочу. Здесь лучшие свои годы прожила, никуда отсюда не уеду».
Зябловой Валентине Ивановне -85. Но, видимо, целинная закалка — уникальное средство от старости.
«После ФЗО пять лет работала в Сарапуле на швейной фабрике. Заработки были неплохие. В самодеятельности участвовала, везде успевала. Пришла с фабрики начальница большая. Про целину рассказывала, говорила, что 600 рублей буду зарабатывать. А мне так матери помочь хотелось, она — колхозница, сама нас всех тянула. Домишко деревянный разваливался, ремонт нужен. Сразу скажу, таких заработков не было, но матери каждый месяц деньги высылала.
Ой, как весело мы ехали эшелоном! Одна молодежь. В каждом вагоне пели. Приехали — все так интересно. По квартирам в Вишневке жили недолго. Весна — нас в поле, там в палатках и жили. Я бригаду кормила. Из Сарапула нам шефская помощь шла — огурцы, капуста квашенная бочками. Даже картошку сухую присылали. Говорю внукам, у нас тоже свои чипсы были — не верят.
Ижевское на наших глазах строилось. Каждому дому радовались. Было два общежития, мужское и женское. Каждый вечер гармонист играл, пели, плясали. Никаких драк не было.
В 1957 году замуж вышла, о свадьбе и не думали, прожили с Виктором Дмитриевичем до самой его смерти. Двоих детей вырастили.
А как мы работали! Я птичницей была, в шесть утра на птичник, все проверишь, почистишь, корма раздашь — бегом домой, к детям. Да и дома хозяйство всегда было немаленькое. Все успевали. А директор наш нынешний Ибрагим Даутович Жангуразов тогда зоотехником был. Посмотрел он на меня и говорит: «Так тебя надолго не хватит» и поставил меня в аптеку ветеринарную. Пять лет там работала. Потом — на комбикормовые склады. На пенсию вышла в 55, но, когда просили, на весовой работала.
Мне всегда везло на хороших людей. А здесь — особенно. Все хорошие, как родные. Мы сюда так влились, как будто и родились здесь, в Казахстане. В Удмуртию часто ездила, но мне уже там не нравилось. Бывало, соберемся, всегда говорю: «Вернулась бы молодость, пошла бы по этой дорожке». Ничего менять не хочу. Горе, что случилось — дети ушли раньше меня, внуки, правнуки пережить помогли. Сейчас с семьей внучки живу. В своем доме, в родном нашем Ижевском. 12 марта — наш праздник. Мы сюда приехали в 1955-м, село, что только-только начинало строиться, Ижевским и назвали. Не так давно всегда собирались в этот день, молодость вспоминали, песни комсомольские пели. Сейчас нас все меньше остается, но звоним, поздравляем друг друга. Это же лучшие годы наши были».
Нина МИТЧИНОВА.
Аршалынский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
Стальное поколение
Поколение, которое пережило свое детство в Великую Отечественную и потом с горячим порывом ринулось осваивать Целину — особенное, удивительное. У него, если честно, и не было своего «безоблачного» детства. А планы на будущее оно строило из восхитительной воли кжизни. Стальные люди на целинных территориях жили, как правило, привычными для себя понятиями: страду называли «битвой» (за хлеб), передавали друг другу новости «с передовой», «ударным фронтом» называли животноводство, и «правофланговыми» — на кого равнялись в обыденной жизни...
Роза Ивановна Шинкарева (в девичестве Савелко) родилась в 1933-м, в Бердичевском районе Житомирской области Украины. Испытала сполна все, что и все ее сверстники, побывавшие под фашистской оккупацией: голод, холод, страх от постоянного присутствия рядом смерти с мечтой о счастливой, мирной жизни. Она во всех подробностях помнит переживания, как в ее селе начиналась та война: «Горя пришлось хлебнуть полной чашей. У нас в селах остались дети, женщины да старики. Мужчины, которые не попали на фронт, ушли в партизаны. Мой отец-тоже. Самолеты со свастикой мы слышали издалека и бежали к надежно спрятанным ямам, прикрытым ветками. Потому что те летели низко и стреляли, стреляли, стреляли. Младший братик, еще глупенький, все время пытался выглянуть из укрытия и посмотреть… Потом мы видели последствия авианалетов, помогали, чем могли пострадавшим соседям. Недай Бог, кому пережить такое!».
Мне и самой стало неловко погружать собеседницу в прошлое, и тут вовремя зазвонил городской телефон, переключивший нас обеих от тяжелых воспоминаний в сегодняшний день. «Да — да! Конечно! Только я зайду чуть позже — занята немножко», — извинилась перед кем-то тетя Роза, а мне пояснила: «Людей надо выручать. Вот я это и делаю, пока здоровье позволяет». Оказывается, Роза Ивановна по дружбе добровольно помогает соседкам-старушкам управляться по хозяйству, щедро делится с ними народными снадобьями, поддерживающими здоровье. «А у Вас есть ягоды калины? — вдруг обращает на меня внимательный взгляд собеседница. — Возьмите. У меня много, сама собирала, прекрасно с зимы сохранились гроздьями. Хорошо давление нормализуют»…
За непродолжительное время нашего общения было еще два звонка. Подумать только: ей идет уже 86-й год, а она все спешит и спешит управиться с нескончаемыми своими делами, друзей-знакомых выручить. Да и застала я ее не где-нибудь, а в саду-огороде. Роза Ивановна причитала, что малину еще не вычистила, что с кленом, как с сорной травой, надо бороться. «Говорила соседу, чтоб карагач на меже вырубил. Ему некогда, такя сама на стремянку с ножовкой влезу- не разучилась».
Откуда в ней столько энергии, объяснило продолжение автобиографического рассказа. Мне было интересно, как собеседница добровольно меняла украинскую прописку на казахстанскую. Но эта часть истории была связана с послевоенным лихолетьем, которое у меня лично не отложилось в памяти из школьных учебников. А живая свидетельница тех событий рассказывала, как ждали День Победы, и про то, что после него пришлось еще пережить. Был, например, голодный 1947 год, когда совсем нечего было кушать, процветал бандитизм. Словом, после объявленного мира оружие еще стреляло. С малолетства Роза привыкла к тяжелому крестьянскому труду. Всегда и во всем помогала родителям. Может, оттого что не всегда была сытой жизнь, в детстве мечтала стать поваром, но после сельской восьмилетки решила поступать в педучилище города Ровно. По окончании получила распределение на работу в детдом Житомирской области. «Наверное, меня взяли туда с радостью, потому что заниматься воспитанием бывших беспризорников никто не хотел и долго не выдерживал. У меня все получалось, -вспоминает без всякого лукавства Роза Ивановна. — Отсюда педагогов не отпускали наотрез. Тогда я уже знала про целину по письмам от сестры, и для себя решила: «обязательно поеду». Проведала сестру, надышалась степным ветром, загорелась энтузиазмом и приехала на родину за расчетом».
Расчет, конечно, не давали. Выручила «Комсомольская путевка». Этот бланк с печатью для Розы Ивановны стал путевкой в новую жизнь и железнодорожный билет в один конец (из Украины в Казахстан). В строящемся новом райцентре (будущий Державинск) педагога встретили радушно, но с извинениями: «Вакансий в школе пока нет. Начните с должности вожатой в «Доме пионеров». Там как раз организовывается лагерь летнего отдыха для детей». Эка невидаль для опытного воспитателя детдома! Но, как оказалось, должность вожатой — сразу несколько ответственных поручений: массовик-затейник, повар, завхоз, физрук и концертмейстер….
— Роза Ивановна, тут как в кинофильме «Веселые ребята» из Вашего детства «Нам песня строить и жить помогает»?
— Помогала песня. Еще как! Вообще я не понимаю, почему хоровое пение перестало быть самым популярным музыкальным жанром. Солистом можешь ты не стать, но в хоре до нужных нот своим голосом обязан дотянуться.
Просто потому, что ты в одном коллективе. Как-то была на одном школьном мероприятии и возмутилась: «Где же ваш в прошлом известный хор?». Разводят руками — время, будто бы не то. А какое это оно, «другое»?».
Поучительно было слушать ее энергичное повествование. Она вдохновенно рассказывала, как создавался новый поселок: маленькая больница, единственная школа в приспособленном помещении с обучением в три смены, концерты самодеятельных артистов на кузове грузовика вместо клубной сцены. Увлеченное занятие культурно-массовой работой заметили даже в области — пригласили в Целиноград участвовать в молодежном фестивале. Мне было понятно, почему Роза Ивановна с мужем (ее коллега-педагог Павел Григорьевич Шинкарев) никогда не переезжали из Державинска в другие регионы, куда зазывали и где (вроде бы) лучше жилось — они здесь построили дом, разбивали сад-огород…
В школе им. А. Укубаева она работала с ее основания. Ее строили как школу-интернат (с учетом, что здесь будут учиться и жить дети из тех сел, где не получали полного среднего образования). В этой школе дети тоже, как и сама Роза Ивановна, раньше взрослели. В 1995 году Роза Ивановна вышла на пенсию, ухаживала за больным мужем. Вырастила детей, помогала растить внуков. Очень гордится ветеран образования своей младшей внучкой Вероникой, которая учится на втором курсе хореографического отделения костанайского колледжа: «В меня пошла — и певунья, и танцует хорошо! Жалко, что не видели. Вот приехать обещала».
Роза Ивановна остается такой же, какой запомнилась своим ученикам: неугомонной, целеустремленной, спешащей жить. Помнит она и своих учеников-по именам, фамилиям помнит, по достойным их биографиям. Ни о чем из своего прошлого не жалеет — она гордится биографией, совпавшей с историей страны.
Ираида ЗАЛЯЕВА,
библиограф Жаркаинской районной библиотеки.
Фото Григория СПОДЕНЦА.