Поэма «Сыбаға». Традиции в рифму

На днях в РСК чествовали молодого акына из Кокшетау Куаныша Оспанова. Из столицы он вернулся победителем республиканского литературного онлайн-конкурса «Ауылым — алтын тұғырым» в номинации «Лучшее поэтическое произведение на тему села».

Руководитель регионального проектного офиса «Рухани жаңғыру» Акмолинской области Мерген Токсанбай рассказал, что конкурс был организован Народно-демократической патриотической партией «Ауыл» и «Әдебиет порталы» АО «Казконтент». Проводился для пропаганды ценностей сельской жизни, формирования чувства любви к родной земле, художественного изображения социально-бытовой жизни села, поддержки талантливой молодежи, развития творческой активности. В конкурсе приняли участие около 300 талантов от 17 лет и старше. В их числе и соотечественники из Китая и Монголии. Впервые были представлены труды и на русском языке. Если в поэзии победил наш Куаныш, то в прозе — Курманжан Касымжанулы, драматургии — Ерболат Баятулы, ставший обладателем Гран-при «Алтын тұғыр».

Куаныш Оспанов родился в 1988 году в с. Жаскайрат Валихановского района бывшей Кокчетавской ныне Северо-Казахстанской области. Окончил факультет казахского языка и литературы Академии «Көкше». Работал в ДК Бурабайского района, музее Малика Габдуллина, АОУНБ им. М. Жумабаева. Продолжает трудиться в областном проектном офисе «Рухани жаңғыру». Известен как акын-айтыскер. Лауреат республиканских конкурсов. Среди его произведений особенно популярны «Ауылдың баласымын!», «Аспандағы астра», «Жанайкай» («Крик души»).

Принесшая славу победителя и презентованная на данной встрече его этнографическая поэма «Сыбаға», несомненно, полюбится массовому читателю. В ней описывается, как глава семьи новых горожан аксакал Касым тоскует по родному аулу. Он и бабка с нетерпением ждут возвращения внука из школы. На ужин подают бесбармак. Нарезая мясо, дед дает мальчику баранье ухо. Внук вспоминает, что во время одного из уроков учительница обратилась к классу с вопросом: «Как называется главное национальное блюдо казахов?». Ответы сыпались разные: «донер», «пицца», «сэндвич»… А я сказал: «Ни одно из них не может сравниться с «қазы-қарта» и «шұжық» … Ата, почему этого не знают городские мальчики и девочки?». Дед хвалит внука за сознательность и говорит: «Мясо издревле для казахов не просто высококалорийная пища. А в зависимости от того, какую из 12 частей туши животного оно представляет, является своего рода мерой, символически определяющей статус угощаемого человека».

Далее, начиная с «Бас пен жамбас — Голова и бедро», под одноименными главами устами мудрого старца дается разъяснение предназначения каждой из «он екі мүше — двенадцати частей». В основе всего этого, конечно же, лежит культ гостеприимства казахского народа. По сей день сохранились обряды и правила, касающиеся сервировки дастархана. И один из них — табақ тарту. Неправильное деление подносов с мясом является признаком неуважения к традициям и гостям. Бас табак — главный поднос с мясом для самых почетных гостей — старейшин. Сый табақ также преподносится почетным гостям, пожилым людям. Жастар табақ предназначен для молодежи. Жай табақ — стандартный поднос для большинства гостей.

Высокая оценка дастану-поэме, ее художественности, общественно-политической значимости и актуальности дана в предисловии к ней акыном, заслуженным деятелем РК, директором столичного филиала союза писателей Казахстана Даулеткереем Капулы.

Во время презентации книги перерезали ленточку и дали напутственные слова автору директор музея Малика Габдуллина, акын Кудайберли Мырзабек и директор Высшего казпедколледжа им. Ж. Мусина, к.ф.н., член-корреспондент Академии педагогических наук РК Нуртас Ахат.

Этнографическая поэма К. Оспанова будет переиздана в формате детской литературы в журнальном варианте — красочно, с иллюстрациями, на казахском, русском и английском языках.

Марат МЫРЗА.

Читайте также