Великая сила праздника

«В целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления дружбы, братства народов республики, возрождения глубинных народных традиций, а также достижения гармонии природы и человека, его нравственного очищения в духе подлинного гуманизма…».

Так в Указе от 15 марта 1991 года «О народном празднике весны Наурыз мейрамы» Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев обосновал появление нового праздника в казахстанском календаре. И это стало еще одним весомым подтверждением прозорливости Лидера нации, того, что еще до обретения Казахстаном статуса суверенного государства Нурсултан Абишевич в полной мере осознавал, какие испытания предстоят многонациональному Казахстану. Как сложно будет людям, родившимся, выросшим в огромном Советском Союзе, принять новые реалии, осознать себя гражданином нового государства.

Социологические исследования, проводимые в первые годы суверенного развития Казахстана, подтверждали феномен, который Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории» назвал «подлинной трагедией некоренного населения Казахстана».

Многие действительно это пережили. Они помнят, как сложно жить, задаваясь вопросами: «Что будет завтра? Уехать? Остаться?». А главное, не могли ответить на, кажется, совсем простой вопрос: «Кто я? Гражданином какой страны я себя ощущаю?». Более 62% населения страны на этот ключевой для определения гражданской идентификации вопрос отвечали, что ощущают себя гражданами распавшегося СССР, СНГ — объединения, государством не являющегося, гражданами стран ближнего и дальнего зарубежья. И это при том, что де-юре были гражданами суверенного Казахстана. Такой масштабный кризис идентичности чреват серьезными последствиями в любой стране мира.

Но не у нас. Не в Казахстане, где создана Ассамблея народа Казахстана, где ее Председатель Нурсултан Назарбаев послал народу ясный, ожидаемый мес-седж: «В нашей стране все были и будут равны, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Все живущие на казахской земле могут оставаться русскими, татарами, узбеками, изучать свой родной язык, хранить традиции и заветы предков и быть при этом полноправными гражданами Казахстана». Этот посыл Первого Президента, наполненный реальными делами и мерами, дошел до каждого казахстанца. Спроси сегодня любого жителя страны: «Гражданином какого государства ты себя ощущаешь?». В ответ — гордо и без малейших колебаний: «Я — гражданин Казахстана».

В преодолении кризиса гражданской идентичности роль Наурыз мейрамы сложно переоценить. Главный праздник Великой казахской степи с годами обретал новые формы и смысл, он не только становился подлинно народным, но сплачивал людей, превращал их из народов страны в единый народ Казахстана.

Отмененный советской властью в 1926 году, «¥лыс-тың ¥лы күні» (так исстари казахи называли Наурыз мейрамы) вернулся на казахскую землю, народ которой впервые в современной истории обрел свою государственность. И если поначалу многие казахстанцы со славянскими, европейскими корнями воспринимали его как дополнительный выходной, то сейчас это праздник всех и каждого. Потому что пробуждает в людях высокие чувства добра и милосердия, объединяет в их лучших проявлениях и чувствах, способствует сохранению традиций, о которых Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит как о подлинном достоянии, предпосылке, важном условии успеха модернизации: «Без своей культуры, собственного национального кода модернизация превратится в пустой звук». И далее: «На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы».

Вспомним красивое поверье о том, что счастье может войти только в чистый дом. В старину готовиться к встрече Наурыза начинали, по меньшей мере, за неделю. Очищали не только свое жилище, но и улицы, родники, арыки, сажали деревья, веря, что наводя чистоту в пространстве вокруг себя, очищают и свою душу. В эти весенние дни старались избавиться от всего старого или лишнего, забывали о ссорах, прощали обиды. Накормить голодного и одарить обездоленного — еще один непременный атрибут встречи Наурыза. Исстари самые богатые и знатные люди в эти дни устраивали между собой негласные состязания, соревнуясь в благотворительности и щедрости.

Главным символом Наурыза был тайказан, вокруг которого собирался весь аул или семья, чтобы приготовить из семи составляющих главное блюдо праздника — наурыз-коже. Тайказан — это не только знак ожидаемого изобилия (құт-береке), но и символ асара, солидарности в добрых делах и помощи друг другу. Сегодня тайказан стал символом благотворительности, помощи тем, кто в ней нуждается.

Наурыз содержит огромный потенциал консолидации народа. Потому что чувства, которые несет этот праздник- надежды, доброты, любви, участия к ближнему и благодарности друг к другу, трепетное отношение ксемье и детям, почитание старших — вечные ценности, близкие и понятные всем людям, лучше и крепче всего объединяют и сплачивают народ.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также