Из личного опыта «возвращения» Наурыза

Согласно историческим сведениям, казахи, как и многие народы Азии, праздновали Наурыз издавна. Символический праздник, имеющий языческие корни, возник как обряд поклонения природе, ее обновлению, началу нового года, новой жизни. Неслучайно наши предки назвали этот день «Үлыстың ¥лы күні» — «Великий день народа», считая, чем щедрее он будет отмечен, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных атрибутов, обычаев.

Известно и то, что история светлого праздника Наурыз в нашей стране имеет непростую судьбу. Признанный в свое время пережитком древности, Наурыз мейрамы в нашей республике в 1926 году был отменен. В результате в абсолютном неведении выросли целые поколения.

В 1988 году, после долгих лет праздник, возродившись из небытия, все же вернулся в республику. Сначала робко: мероприятиями в отдельных организациях, вузах, школах, со временем обретя более широкую и твердую поступь. Окончательно дата 22 марта приобрела официальный статус государственного праздника 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента РК «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». В 2010 году Наурыз как международный праздник признан ООН.

О своем личном опыте зарождения в нашей области Наурыза, вернее, в отдельно взятом совхозе, с нами поделился известный общественник, член научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана, председатель областного совета ветеранов Госман Толегул. По словам Госмана Толегуловича, в 1987 году он был избран секретарем партийной организации совхоза им. 40-летия Казахстана Зерендинского района. В то время в казахской прессе понемногу стали появляться материалы о Наурыз мейрамы. Велика заслуга в возвращении в Казахстан этого праздника тогдашнего министра культуры КазССР, с 1988 по 1991 годы секретаря по идеологии ЦК Компартии Казахстана Узбекали Джанибекова. Приложили силы и передовые представители интеллигенции, среди которых писатели Койшигара Салгарин, Акселеу Сейдимбеков и другие.

Год, когда Госман Толегул стал секретарем партийного комитета совхоза, был, по его словам, идеологически довольно сложным. В обществе еще муссировались памятные декабрьские события, обстановка продолжала оставаться довольно напряженной. Но несмотря на трудности, в марте 1987 года новому молодому парторгу удалось впервые организовать и провести для жителей села Наурыз мейрамы.

—  Госман Толегулович, любой праздник предполагает написание сценария. Где Вы тогда брали для него сведения?

— Мы удивили народ не только интересным сценарием, но и интересным докладом об истории Наурыза. А сведения собирал буквально по крупицам.

Обращался к кому только мог, звонил однокурсникам бывшим, ребятам знакомым в Алматы. Обращались и к местным старожилам. В поисках таковых нашли одного 80-летнего аксакала-муллу, жившего в ауле Кызыл кайнар. Он с упоением рассказывал нам, что в его детстве, а были это, полагаю, 1920-е годы, Наурыз мейрамы в наших казахских аулах был ожидаемым, долгожданным событием, которое праздновалось широко, с соблюдением всех обычаев: матери и сестры убирали дома, юрты, мужчины расчищали родники, сажали деревья, помогали чем могли неимущим родственникам и землякам. Жители аулов от мала до велика встречали рассвет. Само празднество сопровождалось айтысом местных доморощенных акынов, национальными спортивными играми: жамбы ату, кумис сыпыру и другими. В каждом доме был накрыт дастархан, на котором красовались лакомства национальной кухни: балкаймак, жент, курт и другие, а главным блюдом, конечно же, был наурыз-коже. Очень аксакал тогда сокрушался, что забыт хороший, добрый, объединяющий народ праздник, дети растут, не зная об этом Великом дне обновления. А какой глубинный воспитательный посыл, общечеловеческие ценности, основанные на единении, почитании семьи, содержал по сути этот праздник, говорил тогда мудрый человек. Во всем, что происходило в праздничные дни, не было сторонних наблюдателей, делали все вместе, сообща.

Кстати, хочу заметить, что тогда впервые на той совхозной встрече доклад прозвучал на казахском (большая часть) и русском языках. Моя цель, как парторга, была прежде всего пропагандистская — рассказать сельчанам о существовании древнего, доброго праздника, связанного с возрождением природы после зимних холодов, о народных обычаях, с ним связанных, несущих благоденствие и мир.

Удался тогда праздник?

— Судя по откликам, да. Мы же серьезно подготовились не только с докладом. Спасибо за поддержку нашего начинания тогдашнему директору совхоза Борису Ивановичу Обухову, который, нужно отдать должное, уважительно относился к национальным традициям и обычаям. Зарезали откормленную лошадь, накрыли в сельском клубе щедрый дастархан для рабочих совхоза, их семей. Кроме того, устроили и скачки, а также состязания по волейболу между командами подразделений хозяйства с вручением призов победителям. Как могло не понравиться такое мероприятие? К слову, тот первый Наурыз мейрамы стал тогда и первым большим мероприятием в недавно построенном и сданном под ключ совхозном Доме культуры. Так удачно совпали эти два события. А перед началом праздника мы, конечно, постарались, как сейчас бы сказали, провести в селе широкую пиар-кампанию. Так что на тот долго помнившийся всем Наурыз пришли и стар, и млад.

Думаю, еще до того, как Наурыз приобрел официальный статус государственного праздника, в сознании людей случился переворот. То есть там, где энтузиасты-активисты прикладывали усилия, разъясняли, проводили, как умели, первые празднования Наурыза. И чем больше люди узнавали об этом великом, светлом дне, тем больше хотели становиться, быть участниками праздничного действа, причем не только казахи, но и наши земляки — представители других национальностей. Посмотрите, сегодня, по прошествии немногим более 30 лет с той поры, этот возродившийся в Казахстане праздник, стал всенародным, общеказахстанским, объединяя миллионы жителей нашей страны. Сейчас любой казахстанец, независимо от национальности назовет Наурыз мейрамы в числе своих любимых и ожидаемых празднеств, с которым у него связано множество воспоминаний, новыхнадежд.

Время не стоит на месте. Безусловно, сегодня Наурыз обрастает новыми, добрыми и полезными традициями, такими, как благотворительные акции, благоустройство территорий, очистка парков, улиц. Радует, что в этот день люди не только собираются на площадях, где проходят гулянья и концерты, они озеленяют свои города и села. Согласен с мыслью о том, что одна из действенных «прививок» любви к Отчизне — сажать деревья там, где живешь, где растишь детей. Не зря наши предки говорили: «Пусть после тебя останется сад, а не скот».

Записала Раушан УТЕУЛИНА.

Читайте также