Круглый стол «АП»
Хранить память о человеке — значит быть верным делу, которому он посвятил свою жизнь, за которое болел душой и сердцем.
Из этого постулата исходили участники круглого стола памяти Валентины Косянюк «Печатные СМИ в современном информационном пространстве: достижения, проблемы, перспективы развития». Прошел он накануне первой годовщины со дня смерти Валентины Викторовны в редакции «Акмолинской правды» — газеты, которой она руководила не один год. И делала это так, что по сей день в коллективе звучит: «Валентина Викторовна по этому поводу сказала бы… Она бы советовала…».
Журналист, профессионал, наставник, мама, подруга…
Руководитель областного управления внутренней политики Гульжанар Шукеева.
— Валентина Викторовна оставила незабываемое наследие, много сделала для региона, развития информационного пространства. Ее кредо — «Журналистика не стоит на месте, в изменяющемся мире мы обязаны изменяться» — с каждым днем становится все актуальнее. Прекрасный журналист, она понимала, чувствовала, какова роль газетного слова. Болезненно относилась к разговорам о том, что социальные сети вытеснят газеты из информационного пространства, делала все, чтобы газета была конкурентоспособной. Раньше иных чутко улавливала вызовы времени, быстро на них реагировала и коллектив вела за собой.
Сохранить память о талантливом журналисте — наш земной, человеческий, гражданский долг. Возможно, целесообразно в ежегодном творческом конкурсе работников СМИ «Золотое перо» одну из номинаций назвать ее именем.
В этом году «Акмолинская правда», развитию которой Валентина Косянюк отдала столько лет своей жизни, отмечает столетний юбилей. Нужна серьезная подготовка, мы приглашаем на предстоящие юбилейные мероприятия сына Валентины Викторовны — Александра Курмоярцева. Он может гордиться своей мамой.
Александр Курмоярцев:
— Мама для меня была и остается главным человеком в моей жизни. Для нее газета была не просто работой, это дело ее жизни. Что такое «газетный день» знаю с детства, сидел у мамы на работе до позднего вечера. Я видел, какой это большой труд, какая ответственность. Мама делилась проблемами, очень переживала, что сегодня каждый обладатель смартфона «сам себе СМИ». Но при этом всегда говорила, что время всегда и все расставляет по своим местам. Газета была и будет главным источником достоверной информации, которую можно проверить и которой можно доверять.
Каирбай Торегожа, главный редактор областной газеты «Арка ажары»:
— Валентина Викторовна за свою газету болела душой. Нередко приходилось бывать по служебным делам в Астане. Она постоянно была на связи с редакцией, всегда спешила вернуться. Чувство ответственности — поразительное.
Главный редактор районной газеты «Еңбекшілдер жаршысы» — «Вести Енбекшильдерья» Василий Устьянцев:
— В моей жизни всегда находились добрые наставники. И в журналистском, газетном деле в первую очередь — Валентина Викторовна. Поражала ее абсолютная грамотность, высочайший профессионализм. Всегда была готова дать совет: дельный, полезный, по существу».
Главный редактор газеты Степной маяк» Карлыга Мухатаева:
— Недавно просматривала подшивки «Степного маяка» за тот период, когда руководила им Валентина Викторовна. Какие читабельные материалы, сколько острых тем поднималось. Она обладала твердой гражданской позицией, ощущала потребности и возможности времени.
Главный редактор газеты «Акмолинская правда» Серик Смагулов:
— Валентина Косянюк внесла весомый вклад в развитие журналистики нашего региона. Была сильным организатором газетного дела. Зная о ее принципиальности, профессионализме, мы должны использовать опыт, творческое наследие, отвечать на вызовы так, как делала это Валентина Викторовна, решать неизбежные проблемы, объединять журналистов.
В прошлом году мы провели творческий конкурс ее памяти. Надеемся, что при поддержке областного управления внутренней политики, акимата области он станет традиционным.
Круглый стол «АП» — новая форма работы, инициатором которой была Валентина Косянюк. Изначально он задумывался, как обсуждение какой-либо проблемы профессионалами. Без «официоза», заранее подготовленных докладов. Так было и на сей раз. Разговаривали о том, что волнует всех работников печатных СМИ в любом регионе Казахстана.
Теряют ли газеты свою актуальность? Если теряют, то почему?
Участники круглого стола убеждены в том, что причины некоторого снижения тиражей газет в большей степени связаны не с утратой популярности и актуальности печатного слова, а с финансовыми проблемами, которые сегодня издатели газет испытывают. А они во многом связаны с недобросовестной конкуренцией со стороны некоторых участников казахстанского информационного пространства. Вернее, даже не с конкуренцией, а с явным, неприкрытым демпингом.
В качестве примера приводили ТОО «Халық ақпарат», базирующееся в южной столице, но участвующее в конкурсах на получение государственного информационного заказа буквально по всей республике. И выигрывают. За счет резкого снижения заявленной стоимости. Ерейментауский, Аршалынский, Атбасарский, Сандыктауский районы, район Биржан сал… Печатные издания этих регионов области уже потеряли значительную часть заказов.
— В итоге выигравшие конкурс привозят свое издание на серой бумаге, с низким качеством печати, оставляют в помещении налоговой службы: «Пусть разбирают». А никто и не разбирает, потому что читать там нечего, — говорил Василий Устьянцев. — Помимо объявлений, в лучшем случае информации с сайта акима района. Или такие «информативные»: «Девятого мая прошло мероприятие…».
Как люди, живущие за тысячи километров, наших людей незнающие, могут освещать жизнь в районе? А они, собственно, и не пытаются это делать. Цель одна: заработать деньги, больших усилий при этом не прилагая.
Серик Смагулов привел еще один показательный пример. Заказ на публикацию материалов, направленных на профилактику туберкулеза, выиграло некое семипалатинское ИП, от издательской деятельности явно далекое. Обратились в редакцию «АП»: «Публикуйте вы, мы готовы заплатить 30% стоимости заказа». То есть 70% — им. Только за то, что приняли участие в конкурсе.
— Несовершенство Закона РК «О государственных закупках» — наша общая проблема, — говорила Гульжанар Булатовна. — Часто приходится прилагать множество усилий, чтобы не отдать заказ на проведение важных мероприятий политического характера людям, которые конкурс выиграли, но провести форум заведомо не смогут. Формулируемые нами требования технической спецификации камеральный контроль часто убирает, усматривая в них ограничения, способствующие возникновению коррупционных рисков. Сейчас в закон внесены поправки, нас детально с ними ознакомят в ближайшее время.
Журналисты, принявшие участие в заседании круглого стола, предложили свою профессиональную помощь сотрудникам управлений, размещающих заказ на сайте госзакупок. Она может быть весьма полезной, в частности, при формулировке техспецификаций. Василий Устьянцев убежден, что мошеннические схемы недобросовестным участникам было бы реализовать куда сложнее, если бы было такое требование: «Наличие подписчиков в данном районе (городе)».
Все выступающие (молчащих на этом заседании не было в принципе) убеждены, что ситуацию надо исправлять как можно быстрее. Она чревата не только дискредитацией печатного слова, эхом отзывающегося на газетах серьезных, профессиональных, но и на общей ситуации в регионе.
— Людям надо знать, что происходит в районе, какие усилия предпринимают местные органы власти для решения проблем, что будет завтра, — говорила Светлана Ким. — Демпингующие, находящиеся далеко от района СМИ, такой информации, конечно, дать не могут.
Почему местные исполнительные органы власти соглашаются с такой ситуацией? Почему принимают отчеты об исполнении госзаказа, не отслеживая количество и, главное, содержание публикуемых материалов? Почему не предъявляют к ним столь же высоких требований, что и к нам?
Формулирующие эти вопросы главные редакторы печатных изданий, конечно же, хорошо понимают, как не просто поставить то или иное ИП в реестр недобросовестных поставщиков госуслуг. Но даже после этого владельцу ИП не возбраняется его закрыть без малейших проблем, буквально за несколько часов открыть новое и… продолжать свою неблаговидную деятельность. Тем не менее, проблему решать надо. Уж очень серьезными могут быть последствия.
На одно из возможных указала Гульжанар Булатовна: «Газеты, испытывающие финансовые проблемы, могут попасть в руки бизнесмена. А он может использовать ее в личных целях, для сведения счетов с кем-то. Формировать общественное мнение в нужном ему направлении, таким образом оказывать давление на органы власти, правоохранительные органы. Это очень опасная тенденция».
И вновь об интернете и СМИ печатных
— Везде и всюду нужен баланс, в газете особенно, — говорила Гульжанар Шукеева. — Большая часть информации в интернете на уровне «убил, зарезал, совершил суицид». Психологи справедливо говорят об «эффекте заражения».
Специалистами доказано и еще одно не менее тревожное последствие большого количества негативной информации, повторяющейся в разных вариациях (или даже без таковых): потере чувствительности. Эмоциональной, психологической, нравственной. Когда во многих источниках много раз на дню читаешь одну и ту же информацию, допустим, о выброшенном ребенке, возникшее сразу естественное, человеческое чувство сопереживания заметно притупляется. А потом и привыкание к подобным страшным известиям может возникнуть.
— В своих районах мы не ощущаем снижения интереса к нашим изданиям, — говорили Светлана Ким и Василий Устьянцев. — Мы ощущаем действенную поддержку акиматов. Речь не идет о пресловутой «принудиловке». Областные газеты до каждого населенного пункта дойти не могут. Люди хотят знать, что происходит в районе, соседних селах. Интернет-изданиям это не интересно.
Журналистам печатных СМИ хорошо известна универсальность принципа «что написано пером»… Они готовы отвечать за каждое написанное ими слово, по многу раз перепроверяют каждую фразу, каждую цифру. А уж что касается так называемой фейковой информации, то это целиком и полностью «прерогатива» интернет-изданий. И далеко не все из фейков безобидны.
По мнению участников круглого стола «слухи о том», что электронные СМИ читает большее количество людей, «значительно преувеличены». Ну, вышел человек на интернетовскую страницу, а что именно прочел и прочел ли вообще, поди догадайся. Судя по количеству комментариев, читающих действительно не так много. А потом, общеизвестна еще одна истина, находящаяся на стыке физиологии и психологии — «что быстро читается, быстро и забывается». Мелькнула информация, исчезла, и спросить-то бывает не с кого, если вопросы возникли. А уж если журналист печатного издания в чем-то ошибся, то к строжайшему ответу призовут немедленно.
Александр Курмоярцев, будучи человеком молодым, профессионально со СМИ не связанным, считает, что «все вернется на круги своя». Западные страны уже этой проблемой «переболели», газеты живы. Чтение утренней газеты — признак того, что ты в этой жизни состоялся или серьезно стремишься к этому.
Словом, мнения участников круглого стола по этому поводу совпали с точкой зрения министра информации и общественного развития РК Даурена Абаева: «Я думаю, что газеты актуальность свою не потеряют. Исследование показывает, что чтение газет — более глубокое, умное занятие. Онлайн-статьи если люди читают быстро, за 40 секунд, то газетную статью читают в 10 раз дольше. Газетам, конечно, нужно находить свою нишу, они не могут быть проводниками новостей. Если газеты будут выяснять, почему это произошло, делать анализ, я думаю, что они свою нишу обязательно найдут».
Чтобы чтение газет стало модным трендом, надо…
Главный редактор газеты «Любимый город» Айя Калягина:
— Нужно не просто не утрачивать, а поднимать профессиональный уровень. А с кадрами проблемы колоссальные. Молодые журналисты в печатные СМИ не идут, возможно, еще и потому, что у нас по меньшей мере требуется элементарная грамотность. Приходили два выпускника факультета журналистики СКГУ, мне было за них стыдно. Не знают, как материал начать, чем закончить. В одном слове умудрялись сделать по две-три ошибки.
Главный редактор газеты «Кокшетау сегодня» Олеся Жагпарова:
— Темы, освещаемые нами, должны быть значительно острее, актуальнее.
Главный редактор районной газеты «Зерен» Светлана Ким:
— Некоторое (убеждена, что временное) снижение интереса к печатным СМИ производно от более общей проблемы: люди вообще стали меньше читать, молодые уже заболели «клиповым мышлением», не умеют читать вдумчиво, сосредоточенно, анализировать прочитанное. Думается, что скоро придет всеобщее осознание пагубности и опасности такой ситуации. Так что очередные реформы в системе образования, видимо, вновь назревают. Районная газета — это «рабочая лошадка», где журналист должен освещать любую тему. У нас нет отдела культуры, сельского хозяйства… Нам нужна и моральная поддержка. Ругайте, хвалите, подсказывайте. Нам нужен взгляд со стороны.
Главный редактор газеты «Акмолинская правда» Серик Смагулов:
— Нам не хватает оперативности в освещении событий. Но для того, чтобы не проигрывать в этом отношении интернет-изданиям, выходить газеты должны значительно чаще.
Главные редакторы городских и областных газет единодушно считают, что нынешний характер взаимодействий с пресс-службами различных ведомств, с региональной службой коммуникаций популярности газет отнюдь не способствует. Присылаемая информация часто сводится к отчетам руководителей, затем эта же информация озвучивается на брифинге РСК. Многие специалисты департаментов, управлений убеждены, что каждое проводимое ими в рамках служебных обязанностей мероприятие должно освещаться в газете. Ничуть не задумываясь о том, интересно ли это читателю, какую полезную для себя информацию он извлечет.
При этом часто звонят, спрашивают, когда информация опубликована, приходят за газетой в редакцию. Неоспоримое свидетельство того, что сами газеты не только не выписывают, но и вряд ли читают.
«Официоза» должно быть меньше. Нужно больше писать о людях труда, вызывают неизменный интерес читателей материалы об истории родного края, о вошедших в историю Казахстана земляках, взвешенно освещать неизбежные проблемы, не бояться публикаций критического характера… Это только часть предложений, прозвучавших на заседании круглого стола. Именно об этом чуть более года назад говорила и Валентина Косянюк. Не только говорила, но и делала все возможное, чтобы возглавляемая ею газета была именно таковой.
Участники круглого стола уверены: будем развиваться в этом направлении и тогда сможем убедиться в правоте министра информации и общественного развития РК Даурена Абаева: «Я надеюсь, в ближайшее время читать газету станет хорошим трендом, показателем того, что люди являются вдумчивыми, то есть у людей, которые читают газеты, социальный статус будет повышаться. И к этому надо стремиться».
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Вячеслава ГУБАНОВА.