Как заключить пенсионный договор, получить информацию о своих накоплениях, рассчитать размер будущих пенсионных выплат, чтобы после выхода на заслуженный отдых получать достойную пенсию? На эти и другие вопросы отвечают сотрудники отдела выездного обслуживания Акмолинского областного филиала АО «ЕНПФ». Они ежедневно выезжают на предприятия, чтобы на месте проконсультировать работников по всем вопросам, касающимся накопительной пенсионной системы. В один из таких дней вместе с сотрудниками ЕНПФ отправилась на выезд и наш корреспондент Елена Соколова.
Со дня своего основания ЕНПФ проводит политику по совершенствованию качества предоставляемых услуг, постоянно запуская новые проекты, которые успешно функционируют. Один из них — проект по выездному обслуживанию вкладчиков (получателей) «Мобильный агент» — был создан в качестве дополнительного канала предоставления информации и услуг. Сегодня они работают в каждом из 18 филиалов фонда, при необходимости выезжая к вкладчикам с презентацией о работе ЕНПФ и пенсионной системе в целом.
…На часах 9.00. В отделе выездного обслуживания «пятиминутка». Начальник отдела Дина Жангабыловна Аманова дает краткие наставления, обсуждаются планы на предстоящий день. Такие утренние «планерки» — не просто формальность, фронт работы у отдела действительно большой: на каждого специалиста отдела приходится по 15-20 организаций и предприятий города как крупных, так и не очень. К тому же в графике есть встречи с частными клиентами, кто по каким-либо причинам, прежде всего, по состоянию здоровья, не может лично посетить офис филиала АО «ЕНПФ». Ежедневный план мобильного агента включает минимум 3-4 встречи и, чтобы успеть везде, сотрудники выездного отдела заранее созваниваются и подтверждают запланированные встречи, а после этого выстраивают маршрут.
— Рабочий день специалиста отдела выездного обслуживания не всегда начинается в 9.00, он может начаться и в 6-7 часов утра, все зависит от времени и места назначенных встреч. К примеру, в некоторых организациях посменный график работы и провести презентацию или заключить дополнительное соглашение по изменению способа информирования можно только во время «пересменки», — рассказывает главный специалист отдела выездного обслуживания Азамат Мухамеджанов. Он работает в пенсионной системе более восьми лет и в течение последнего года каждый день лично встречается с вкладчиками, отвечая на вопросы и помогая с оформлением документов. Сегодня в его рабочем графике намечено несколько встреч, одна из которых с сотрудниками крупного машиностроительного предприятия Акмолинской области АО «Тыныс», выпускающего узлы и агрегаты для авиационной техники.
— С руководством предприятий мы работаем в тандеме, — поясняют в фонде. — Нам важно, чтобы люди заботились о будущей пенсии, а руководителям предприятий важно, чтобы их работники чувствовали себя социально защищенными.
Еще совсем недавно сотрудники отдела выездного обслуживания обновляли реквизиты вкладчиков в базе данных АО «ЕНПФ» и заключали дополнительные соглашения на способ информирования посредством интернет-каналов, проводили персональное консультирование по вопросам планирования пенсии. Теперь же работники АО «Тыныс» могут сами скачать мобильное приложение ЕНПФ и через него самостоятельно отслеживать свои пенсионные накопления, а также с помощью пенсионного калькулятора рассчитать размер будущей пенсии или распечатать пенсионный договор. В свой сегодняшний приезд мобильные агенты решают вопросы широкого спектра: как с помощью ЭЦП получить выписку, заключить договор, изменить те или иные личные данные.
— Сейчас в электронном формате при помощи ЭЦП можно получить услуги в онлайн режиме. Все больше наших вкладчиков предпочитают получать услуги именно таким способом, они стали активнее и понимают, что использование ЭЦП позволяет существенно экономить их время. Ну, а наша задача — продемонстрировать все преимущества доступных современных технологий и научить ими пользоваться, — объясняет Азамат Мухамеджанов, пока мы идем к уже ожидающим нас работникам АО «Тыныс».
— Какие вопросы чаще всего задают на подобных встречах? — интересуюсь я.
— Вопросов всегда много, и они все разные. В чем преимущество деятельности нашего отдела? Вот человек работает, и времени на то, чтобы съездить в офис филиала не хватает, а ведь вопросы у него есть. Задача наших специалистов дать на них ответы, персонально пообщаться с каждым вкладчиком, объяснить те или иные аспекты, связанные сего накоплениями, рассказать обо всех уровнях современной пенсионной системы.
…В зале многолюдно, работники предприятия внимательно слушают сотрудника выездного отдела и спешат задать свои вопросы. Среди собравшихся много тех, кто в скором будущем собирается выйти на пенсию, они активнее остальных. Многих интересует размер предполагаемой пенсии, но, увы, многие об этом задумываются, когда остается год-два до выхода на пенсию, поэтому и накоплений не так много, как хотелось бы. Тут специалист напоминает о важности своевременного пополнения индивидуального пенсионного счета за счет внесения добровольных пенсионных взносов.
— Если у вас есть стаж до 1998 года (хотя бы 6 месяцев), то ваша пенсия будет состоять из солидарной, базовой и накопительной частей, если такого стажа нет, то она будет складываться только из базовой и накопительной частей, — объясняет Азамат Мухамеджанов тем, у кого до выхода на пенсию еще есть время.
Технологии — в помощь
Встреча прошла плодотворно: руководитель и сотрудники компании заключили дополнительные соглашения по изменению способа информирования. Мы возвращаемся в офис, по дороге стараюсь узнать, как можно больше о проекте «Мобильный агент». Не могу не отметить, что продуман он до мелочей, а сами мобильные агенты оснащены всем необходимым для работы: ноутбуком, USB-модемом и портативным мультифункциональным устройством для сканирования документов, распечатки выписки и т.д. Все это позволяет вкладчикам получать всю линейку услуг, предоставляемую ЕНПФ, на местах. Особое внимание уделяется тем, кто не может посетить офис фонда по состоянию здоровья.
— Как люди с ограниченными возможностями могут получить услуги фонда? — спрашиваю у специалистов отдела.
— Для этого они могут оставить на сайте ЕНПФ заявку на получение тех или иных услуг или позвонить в call-центр по номеру 1418. После этого мы созваниваемся с заявителем и определяем удобное для него время встречи, — поясняет главный специалист отдела выездного обслуживания Алия Жакина. — Все моменты, связанные с открытием счетов, иным оформлением, решаем на месте. Также без заявки обзваниваем тех, кто имеет 1 и 2 группы инвалидности бессрочно и информируем об их праве на снятие пенсионных накоплений. Правда, не все в это верят, некоторые думают, что звонят мошенники. О том, что у них когда-то имелись пенсионные накопления и с годами, за счет инвестиционного дохода, накопилась неплохая сумма, они не знают.
— Их опасения не беспочвенны. Сегодня, к сожалению, много тех, кто наживается на чужой наивности. А как человеку определить, что перед ним именно сотрудник фонда?
— Во-первых, без предварительного звонка наши специалисты никогда не выезжают, — поясняет Алия Жакина. — Во-вторых, у каждого из нас при себе имеется служебное удостоверение, а в-третьих, в случае сомнения, можно позвонить в call-центр по номеру 1418 и уточнить, действительно ли такой-то специалист является сотрудником ЕНПФ.
Что ж, рекомендации более чем полезные, как говорится, излишняя бдительность не помешает…
О будущей пенсии и не только
Специалистов отдела выездного обслуживания редко можно застать на месте -на то они и мобильные агенты и к такому графику, говорят в отделе, они давно привыкли. Во втором полугодии в Акмолинском областном филиале АО «ЕНПФ» планируют запустить проект «Мобильный офис» — специальный автомобиль, оборудованный всей необходимой техникой вплоть до спутниковой связи. Тогда специалисты отдела будут выезжать и к вкладчикам из отдаленных населенных пунктов.
— Мы готовы идти навстречу нашим настоящим и будущим вкладчикам, — подчеркивает ведущий специалист отдела Жаслан Жаркин. — Главная задача, поставленная перед отделом выездного обслуживания — научить вкладчиков АО «ЕНПФ» планировать свою пенсию, самостоятельно получать электронные услуги через сайт фонда, держать в курсе всех изменений в пенсионном законодательстве. К примеру, многие казахстанцы не отслеживают пенсионные отчисления, которые делает работодатель на их индивидуальные пенсионные счета, а следовало бы. К тому же, мы объясняем, что по законодательству РК при изменении домашнего адреса, утере или обновлении удостоверения личности, в течение 10 дней необходимо оповестить фонд и поменять данные вкладчика в базе. Большинство вкладчиков этого не знает. Вопросов много, и на каждый мы готовы дать исчерпывающий ответ и оказать квалифицированную помощь.
Я же, пользуясь случаем, попросила научить меня пользоваться пенсионным калькулятором на сайте www.enpf.kz. Ничего сложного, как оказалось, в этом нет: вбиваем необходимые данные и — вуаля! — прогноз готов. И не один, а сразу три! Пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Конечно, я буду стремиться воплотить в жизнь именно оптимистичный прогноз, а для этого, как мне объяснили в ЕНПФ, нужно делать регулярные добровольные пенсионные взносы на свой индивидуальный пенсионный счет. Ну, что ж, и для бюджета не накладно, и безбедная старость обеспечена!
Домой я уже шла, мечтая о путешествиях в дальние страны…
Елена СОКОЛОВА.