Туризм: заметки журналиста
В одном из санаториев Бурабая случайно увидел объявление: «Предоставляется новая услуга «Скандинавская ходьба», стоимость 200 тенге».
Что такое скандинавская ходьба сегодня, наверное, все знают, но на всякий случай еще раз объясню. Это обыкновенная ходьба в придачу с лыжными палками в руках. Подключается дополнительная группа мышц, улучшается поступление кислорода в организм, что крайне важно для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Скандинавской ходьбой в основном занимаются люди среднего и старшего возраста. В городах идущий человек с лыжными палками уже не в новинку, кое-где и в деревне приживается этот незамысловатый лечебный фактор. И вдруг «новаторская» идея осенила курортный сервис. Если на климатолечении можно зарабатывать, то почему на ходьбе нельзя, задались собственники здравниц вопросом, тем более на ходьбе по зарубежному образцу.
Закупили лыжные палки, посчитали затраты, прикинули прибыль, определив первоначальную стоимость услуги в 200 тенге. Осталось пригласить отдыхающих на пешеходную тропу и занести в актив учреждения очередной «инновационный» проект.
Объявление, о котором выше шла речь, мог бы пропустить мимо глаз, будь адрес другим. Объясню, почему. Сегодня все задаются вопросом, возможен ли в Бурабае круглогодичный туризм, зимой на известном курорте не климатит? Ответу меня, например, готов давно, на эту тему мог бы и докторскую написать, как в шутку отмечают друзья. Но слова есть слова, кто-то поверит, кто-то нет, лучше отправиться на место действа, набраться новых впечатлений и лишь потом делать вывод.
Пока находился в пути, ударился в воспоминания. 7 лет назад от редакции получил задание, так сказать, проинспектировать зимний отдых в Бурабае. В райакимате выделили чиновника для сопровождения, мало ли что корреспонденту центральной газеты в голову взбредет, лучше подстраховаться, указав на более-менее благополучные объекты. Его работа, пусть показывает, напутствовал аким. Тот шефу ничего не возразил, однако, сев в машину, произнес: «А что показывать: зимой у нас, как у медведей, спячка, если 10-15 человек в каждой здравнице наберется, будет хорошо».
Решили пойти на хитрость, не выдавая сразу, кто мы и зачем. Поиграть в отдыхающих приходилось впервые. В первом же санатории не успели открыть парадную дверь, как навстречу едва ли не бегом спешит администратор. «Дорогие гости, добро пожаловать, — тараторила она, — вас ждет комфортный отдых…».
Ну вот, где спячка, все на ногах, все внимание гостям, подумалось в тот момент. Как выяснилось позже, радость оказалась преждевременной. Комфортный отдых заключался в установке в номере двух обогревателей, чтобы до утра не околеть. «Зимой народу мало, нет резона себе в убыток на полную отапливать здание», — объяснили хозяева. «А что еще способны предложить кроме обогревателей?» — поинтересовались мы. «Можем по телефону вызвать массажиста, есть лыжи, но нет лыжни…». На том перечень санаторных услуг и закончился.
Один в один ситуация повторилась и в других здравницах, которые посетили в тот день. Везде холодно, уныло, отдыхающих единицы. Исключение, пожалуй, составляет санаторий «Окжетпес», там в любое время года комфортно, лечебные услуги совершенствуются, однако зимой около 30% мест пустуют, отпугивают цены.
Популярная в советское время здравница вообще оказалась на замке. Из-за 5 человек содержать персонал невыгодно, посчитали собственники. Сопровождающий меня чиновник напоследок откровенно произнес: «Живу в Щучинске, отпуск с семьей провожу в Турции, на треть дешевле, и потом отдыхающий там — главное действующее лицо, здесь же субъект для выкачивания денег при остром дефиците услуг…».
Роль «страховщика» им была успешно провалена, от фактов никуда не деться.
Спустя 7 лет направился в тот же самый санаторий, с которого начинался наш прошлый рейд. Между прочим, в советское время сюда летом и зимой путевку было не достать. Встретили меня не очень любезно, скорей приняв за случайного человека, зашедшего погреться, хотя в холле было прохладно, как и много лет назад. Из разговора с дежурной понял, из 150 мест заполнены два десятка, именно на столько персон она заказывала ужин.
У входа встретил отдыхающую молодую женщину. Выяснилось, приехала из Караганды, почему выбрала этот санаторий, здесь, по ее словам, зимой хорошие скидки. Живет 3 дня, завтра собирается уезжать: скучно, холодно, одиноко.
— Какиеу слуги предлагают? — спрашиваю.
Вместо ответа рассмеялась, а потом добавила: «Спим одетые, о чем еще можно говорить». Направляюсь в соседний санаторий, хотя карагандинка предупредила, что и там не лучше, два дня ходила на разведку. Отдыхающих можно было пересчитать на пальцах одной руки. Мне повезло, на берегу озера застал рыбака.
— Клюет мелочевка, но это единственная утеха, — охотно вступает он в разговор. — Посылают лечиться воздухом, вот я и лечусь. Условия ниже средних, питание слабое, в спальном корпусе плюс 15, если б не рыбалка, давно уехал…
У рыбалки тоже образовались проблемы, кончилась насадка, а поблизости купить негде, хотя этот вид услуг в Бурабае популярен. Менеджеры от туризма, собственники здравниц с зимней рыбалкой прежде всего связывают привлекательный отдых. Планы намечают грандиозные, вплоть до строительства рыбацких деревень. Все они застревают на пути к цели. Человек из-за отсутствия насадки вынужден прерывать отпуск, десятки других мелочей сводят на нет эффективность специализированной услуги. Говорят же, есть желание, нет возможностей, в нашем случае наоборот: есть возможности, нет желания.
Три года назад ГНПП «Бурабай» организовал международные соревнования по подледному лову рыбы. Участники приехали из российского Омска, Астаны, Кокшетау, Щучинска. Меня пригласили в качестве главного судьи.
Запрягли лошадь в сани, наложили туда сено, и я на гужевом транспорте, бензиновые двигатели на Бурабайском озере запрещены, принялся выполнять свои ответственные обязанности. Участников записалось более 110 человек, некоторые приехали семьями. Давно не видел подобного праздника души: смех, восторг, отличное настроение, отличная физическая форма, что еще для туризма надо и от туризма требуется.
Пока шла рыбная ловля, на берегу в огромном котле варилась уха, рядом пыхтел самовар. По итогам соревнований лучшим вручили подарки, сувениры, грамоты. Тогда же всенародно было объявлено — соревнования по подледному лову рыбы с этого момента становятся традиционными. Объявили и забыли. В день нашего приезда даже местных рыбаков-любителей на озере не заметили. Давало о себе знать глухозимье, когда рыба минимально двигается, больше залегает на глубине. Но куда больше давало о себе знать нежелание организовать услугу «Зимняя рыбалка».
Хочу напомнить, затраты на эту услугу минимальные, привлекательность максимальная. В Бурабае до сих пор нет ни одного специализированного пункта проката, не мешало бы содержать инструкторов по рыбалке. Перед отъездом на берегу со стороны курортного поселка все-таки встретил двух рыбаков. Приехали из Астаны на пару дней отвести душу. Пункт проката, выясняется, им не нужен, все при себе, даже с запасом, а вот палатку с обогревом, где можно просушить одежду, перекусить, поставить не мешало бы. Пусть услуга будет платной, продолжали они, денег ради здоровья и комфорта не жалко.
Тему рыбалки закрываем, природное глухозимье медленно, но уверенно перекочевало в организационные мероприятия менеджеров здорового образа жизни и туризма. Устал уже повторять: в теории все выглядит превосходно и перспективно, на практике, с какой стороны ни возьми, глухозимье.
Одна из самых ярких достопримечательностей Бурабая — поляна Абылай-хана. Направляюсь туда в надежде хоть там увидеть гостей курорта. Ни одного человека, пусто. Тем же туристам зимой здесь делать нечего, да их и никто не ждет. Даже белки мигрировали в глубь лесных массивов, корм выпрашивать не у кого — нет людей. Ничуть не сгущая краски, воспроизвожу то, что вижу.
Вне всякого сомнения имиджевый ущерб Бурабаю приносит зимний сезон. Популярные турмаршруты и те занесены снегом. Пустуют велодорожки, пешеходные, скучают хозяева СПА-салонов, жалуясь на дефицит клиентов. 30-40 тыс. тенге среднему классу не по карману, а на элите далеко не уедешь.
Назрела необходимость дифференцировать услуги по типу бизнес-класса и эконом-класса, что добавит в посещаемость массовости, кчему стремится все турсообщество. Рейтинг Бурабая растет медленно, в основном топчется на месте. Курорт продолжает привлекать гостей по инерции благодаря своему знаменитому названию. Выручает пляжный туризм, на том цивилизованные услуги заканчиваются. В сравнении с природной недосягаемостью они кажутся карликами.
У нас климат суровый, ссылаются ответственные за развитие отрасли, на морозе какой отдых. Подобным скептикам отвечал: на озере Байкал климат куда суровей, однако это не мешает именно зимой собирать здесь туристов со всего света, пользуясь прежде всего мировым брендом уникального водоема.
У Бурабая известность поскромнее, и тем не менее он вправе рассчитывать на более массовую аудиторию в зимнее время. На Байкале, сообщает интернет, за один месяц только на льду озера прошли 4 различных фестиваля. В Бурабае похожие мероприятия выстраиваются в очередь летом, зимой гости предоставлены сами себе.
Впрочем, попытки изменить ситуацию были. Лет 6 назад на берегу Щучинского озера построили детский зимний сказочный городок. Залили каток, соорудили горку, проложили лыжню, открыли кафе, сувенирный магазин, Дом сказок, организовали катание на собачьих и оленьих упряжках. В первые дни народу понаехало много, но постепенно интерес к новому объекту упал.
Повторились ошибки прошлых лет. Организаторы отдыха на первое место поставили цель заработать, на второе — заботу о гостях, предоставляя им дорогие и некачественные услуги. А сегодняшний турист — детский, взрослый — разборчив, сразу чувствует, где «продукт» натуральный, а где халтура да еще повышенной стоимости.
В Бурабае давно родилась фраза: примером должен служить турецкий берег. Замахнулись выше крыши, опускаться с заданной высоты тяжело, но приходится, хотя летом бурабайские пляжи забиты до отказа.
Прочитав объявление о платной скандинавской ходьбе, подумал: нам скандинавский берег теперь подавай, вдруг наш зимний туризм начнет набирать обороты, климат-то похожий. Главное не останавливаться на лыжных палках в руках. И потом должна же проявиться гордость, чем мы хуже скандинавов, у здорового образа жизни нет ограничений, пора и свое ноу-хау придумать.
Например, летние этноаулы сегодня известны во всем мире, почему бы нечто аналогичное или более привлекательное не организовать зимой, вспомнив о лучших традициях казахского народа. Кстати, этно-культурный туризм в последнее время набирает популярность и востребованность. В нашей стране, конкретно в Бурабае, исторически созданы хорошие условия для его развития.
P.S. Пока готовился материал к печати, состоялся традиционный годовой отчет акима области перед населением. Впервые туризм как нацпроект был выделен отдельной главой, названы приоритетные объекты на близлежащую перспективу.
Александр КУЗЕННЫЙ.