Они приехали из … другого времени
65 лет назад началось освоение целины. На степных просторах Казахстана, не тронутых прежде плугом, появились первые земледельческие хозяйства — совхозы. Их создавали прибывшие по призыву партии и комсомола из всех уголков необъятной советской страны молодые парни и девушки, которых впоследствии будут именовать первоцелинниками.
Целина осваивалась ускоренными темпами. За два первых года целинной эпопеи было распахано вдвое больше земель, чем планировалось. К началу 60-х годов были подняты десятки миллионов гектаров залежи, создано около пятисот зерновых совхозов.
Благодаря трудовому энтузиазму первоцелинников, щедрому снабжению совхозов различной техникой распаханные земли несколько лет давали высокие урожаи. Но затем произошел спад. Нарушение экологического баланса привело к эрозии почвы, ее выветриванию. Распашка земли под посевы привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий, не давая развиваться животноводству.
Сегодня мнения о целинной эпопее, воспетой в стихах и песнях, отличны друг от друга. Одни делают упор на ошибках, допущенных в ходе освоения целинных и залежных земель, говорят о пагубных последствиях такого непродуманного вмешательства в природу. Другие не менее обоснованно акцентируют внимание на том, что освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерна в мире, дало возможность ускоренно развивать ранее необжитые регионы страны.
К тем, кто видел огромные выгоды освоения целины, относился ныне покойный большой ученый, профессор КГУ им. Ш.Уалиханова Турсынбек Маликов. В своей книге «Неизвестный Кызылту», выпущенной им незадолго до ухода из жизни, Турсынбек Маликович пишет: «…Удивляешься несправедливости некоторых политиков и «радетелей» нации, которые ставят под сомнение позитивный вклад этой кампании для Казахстана». Он также говорит о том, что «…такая крупная масштабная работа не могла состояться без героев». И посвящает первоцелинникам несколько своих рассказов.
Два из них — «В.Ф.Окунев — герой целинной эпопеи» и «Они приехали на целину из…другого времени» мы публикуем в этом номере с разрешения родных Турсынбека Маликова.
***
Василий Федорович Окунев был поистине приобретением для земли Кызылтуской, одним из не вызывающих сомнения позитивов целинной эпопеи, который оставил значительный след за непродолжительное время своего пребывания в районе в качестве первого секретаря райкома партии. Он был яркой харизматичной личностью, сильным оратором, выступал энергично, убежденно, поправляя свою буйную темную шевелюру, которая падала ему на лицо от энергичных движений. Производил впечатление человека очень властного и волевого, я думаю, таких людей слушаются и без поддержки кресла, должности, он подавлял всем своим видом и интеллектом, но это впечатление смягчалось его справедливостью, скромностью и простотой. Я запомнил его одним из последних коммунистов-романтиков, убежденных в правоте своих идеалов. Не видел ни одного человека, который бы не уважал его, или плохо отзывался, даже самые принципиальные хулители целинной эпопеи осекаются при упоминании его имени.
В нашей школе работала его супруга Александра Тимофеевна Окунева, так вот он ни разу не заходил к нам в школу и ни разу не критиковал работу школы, директором был С.И.Бижанов. Я думаю, что это делалось из чувства корректности. За короткое время район под его руководством вышел в передовые, и совершенно правильно вышестоящие органы увидели в этом его заслугу как руководителя, ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Но к глубокому сожалению, принимал он награду уже в постели, тяжело больным человеком…
У него, если так можно выразиться, было пионерское отношение к пониманию честности. В год, когда были перебои с хлебом, третий секретарь райкома партии решила позаботиться о хлебе насущном для себя и первого секретаря райкома. Завезла один мешок муки домой Василию Федоровичу, а другой — себе. Во-первых, осечка вышла уже на пороге дома: супруга Окунева выпроводила кормильцев, а буквально на другой день сердобольная секретарь была снята с работы.
Семья честного коммуниста В.Ф.Окунева жила скромно в г.Кокшетау. После его смерти Александра Тимофеевна иногда продавала выращенные ею же, биологом, цветы на рынке. Но делала она это гордо, как человек, честно зарабатывающий свой хлеб, и этот образ жизни семьи Василия Федоровича служил еще одним убедительным доказательством порядочности.
Осталась память, осталось мнение людей, которое позволяет верить в хорошее. Особенно сейчас, когда каждый день поступают все новые сообщения о мздоимстве, когда с ужасом видишь ту вакханалию, которую творят современные чиновники-коррупционеры, когда воровство стало привычным явлением.
Пути общественного развития не прогнозируемы, неисповедимы. А если будет возврат к ценностям коммунистическим, то такие люди, как Василий Окунев, будут сильным аргументом в их защиту. Да и в общечеловеческой концепции гуманизма они тоже найдут свое место.
***
Целинная эпопея была одной из крупных сельскохозяйственных кампаний советского времени, оказавшей влияние в той или иной мере на судьбы многих граждан страны. А если говорить о жителях северного Казахстана, на территории которой она осуществлялась, то можно с уверенностью сказать, что целина радикально перевернула весь уклад их жизни.
Конечно, среди первоцелинников были разные люди, но все-таки в основном это были романтики, потому что вся мощная идеология была обращена к ним, и они по своей натуре не могли остаться безучастными к ней. Потому что такие грандиозные и созидающие дела не могли вершиться без них. А на руководящие должности подбирали очень сильных хозяйственников из России. Например, в Кызылтуском районе оказались такие яркие личности, как директор Толбухинского совхоза Федор Моргун (впоследствии первый секретарь Полтавского обкома партии), директор Черниговского совхоза, отставной полковник-фронтовик Борис Коваленко, первый секретарь райкома партии Василий Окунев. В героическом деле были достойно представлены и местные руководители, нашлись люди, которые трудились наравне, а где-то и опережали своих именитых коллег. Например, председатель райисполкома Камали Мырзахметов в 1957 году был награжден орденом Ленина и премирован автомобилем «Победа», а директор совхоза «Уялы» Кажым Мусипов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Можно только догадываться, как было нелегко им, работавшим в других ментальных и хозяйственных условиях и в более размеренном режиме, перестроиться в новых организационных структурах, более того, показать высшие результаты. В каком-то смысле они тоже были приезжими: настолько радикально изменились все условия жизни, все окружение. Но если многие российские первоцелинники приехали из других географических точек, то местные казахи попали как бы из другого времени — из патриархально-феодального уклада жизни.
Кажым Мусипов был, прежде всего, незаурядным человеком, его организаторские способности и личностные качества проявились еще до целины во время работы в комсомоле и сельскохозяйственных органах. Потому присвоенное звание Героя земляки и коллеги восприняли как нечто понятное и должное, которое просто официально узаконило его статус талантливого и авторитетного работника. Его доброта и простота были удивительны, никак не объяснимы влиянием каких-то жизненных обстоятельств. Казалось бы, звание Героя каким-то образом должно было сказаться на его отношениях с людьми, придать некоторую важность, но этого не случилось. Казалось бы, патриархальные устои, господствовавшие в казахском ауле в то время, делали просто несолидными его демократичные отношения с молодыми людьми, с окружающими, но он был непривычно прост в общении. Казалось бы, работа в жестких, тоталитарных условиях того времени уж как-то должна была повлиять на его методы работы с людьми, сделать их более директивными, авторитарными. Но никто не помнит, чтобы он вообще повышал голос, говорят, что он очень тактично, терпеливо и по-деловому решал различные проблемы. Казалось бы, несправедливые гонения, которые устраивала власть (и это было в его жизни) по непонятным причинам, давали повод разочароваться в них, но он, как некая скала, был непоколебим в своем гуманном отношении к людям и в вере в ценности коммунистической идеологии. Конечно, такой характер может быть объясним только природными задатками. Хотя, с другой стороны, может, для свершения больших дел, которыми он был занят всю жизнь, такие черты, как чванливость, бюрократия, высокомерие и другие негативные качества просто мешали бы и не давали работать, и потому были несовместимы с ним. Может быть, благодаря уму и глубокому знанию жизни простых людей у него возникло сочувствие к ним, и потому демократизм был естественной человеческой реакцией с его стороны. В любом случае, мы можем только предполагать, как сформировался характер этой неординарной личности, знаем точно только то, что он состоялся замечательным человеком.
Его умение ладить с людьми, руководить их деятельностью гуманными методами и добиваться при этом высоких результатов в работе было очень плодотворным. Например, в одном из совхозов проживали люди из одного рода, и потому были очень сильны клановые настроения, ни одному из директоров «со стороны», как, впрочем, и «своим» не удавалось успокоить местных «активистов». Только Қажым-аға смог найти подход к этим людям, а секрета особого не было: просто уважительное, справедливое и деловое отношение к труженикам.
Его честность и требовательность к себе ярко выразились в том, что, будучи известным человеком, он не стал цепляться за должность директора. Чувствуя, что здоровье не позволяет ему выполнять в полную силу свои обязанности, настоятельно попросил и перевелся на более спокойную работу, уступил дорогу молодым, которые, кстати, затем стали руководителями района.
У меня сохранилась фотография Кажыма Мусипова, которая была опубликована в те годы во всесоюзном журнале «Огонек». В ней удивительно точно передан образ этого замечательного человека: с папиросой в руках, усталый, мудрый взгляд, простота крестьянина, осознание своей причастности к значимому делу и, главное, ощущение внутренней силы. Фотограф как будто нашел ключ к характеру этого человека и сумел раскрыть его своим многочисленным читателям. Он действительно по натуре и внешности был героем, батыром, спокойствие и добродушие большого и сильного человека буквально веяло от него. Но вместе с тем он был очень наивным и простодушным. В народе ходят легенды о его доброте и наивности.
С моим отцом, Сабыром Маликовым, его связывали не только родственные отношения, но и духовное родство, уважительное, теплое отношение друг к другу они пронесли через всю жизнь. Их дружба оказала на меня большое нравственное влияние как образец взаимоуважения. После смерти моих родителей Кажым-ағай был одним из немногих, кто относился к нам так же, как и прежде, и продолжал заходить домой кнам, молодой семье, чем мы очень гордились.
Наша жеңгей Қорлан была хлебосольной хозяйкой, очень широкой натурой, с большим чувством юмора, рядом с молчаливым супругом казалась довольно шумным, активным человеком. Она гармонично дополняла его, что, видимо, и послужило успеху этой семьи. Житейские дела, все хлопоты по воспитанию девятерых детей были на ней, можно сказать, что «тыл» у Қажым-аға всегда был надежным. Естественно, в его достижениях есть изрядная доля ее труда. В молодости Қорлан-жеңгей была одной из образованных и активных женщин в районе, могла бы и сама сделать неплохую карьеру.
По прошествии многих лет, вспоминая эту замечательную семью, я думаю, что Кажым Мусипов, наверное, был счастливым человеком. Его жизнь сполна соответствовала той формуле счастья, которую кратко и просто сформулировал Назым Хикмет: «Счастье — это когда утром хочешь на работу, а вечером — домой». Уж конечно, он хотел утром идти на работу, которая была такой результативной и ценной, приносила нравственное и творческое удовлетворение, а вечером, наверняка, с радостью шел домой, потому что там было уютно и спокойно, ждали дети.
Духовность и нравственность человека не исчезают бесследно, они оказывают благотворное духовное влияние на окружающих, передаются другим людям, которые непосредственно видели его, общались с ним. Но последующие поколения забывают этих людей. И чтобы не было такой несправедливости, их имена увековечивают в названиях улиц, школ, поселков. В первые же годы независимости одна из улиц районного центра Кызылту была названа именем Кажыма Мусипова, и это опять-таки ни у кого не вызвало сомнения, было воспринято всеми как должное, как заслуженное.
Турсынбек МАЛИКОВ.
В марте холодного и бурного 54-го
16 марта 1954 года зеленый огонек семафора Атбасарской железнодорожной станции встретил первых целинников. Более двухсот человек- в основном молодых людей — были посланцами Украины, Белоруссии, Молдовы, а также Москвы, Ленинграда и Сочи.
Прибывшим устроили торжественную и теплую встречу. Состоялся митинг, на котором с приветственными словами выступили первый секретарь райкома партии Василий Макарин, председатель райсполкома Савва Галущак, заместитель председателя Рахим Кайсарин и другие. После митинга целинников разместили на ночлег в железнодорожном клубе. На другой день их, разделив на группы, отправили на тракторах с прицепными вагонами в степь, туда, где планировалось строительство будущих совхозов. Впоследствии все они стали крупными целинными хозяйствами «Сочинский», «Мариновский», «Самарский», «Шуйский» и другие.
Об этом событии на здании вокзала станции Атбасар напоминает установленная мемориальная доска с надписью: «Сюда в марте 1954 года прибыл первый отряд посланцев Ленинского комсомола, покорителей целины».
В ноябре 1954 года был организован совхоз «Краснодарский», а в июле 1955 года по просьбе 30 семей, прибывших из г. Сочи, совхоз был переименован в «Сочинский». Первым его директором стал Виктор Внаровский. С 1956 по 1958 гг. директором совхоза был Виктор Кабыв. Его в 1958 году на этом посту сменил Федор Однакоз. Затем в разные годы «Сочинский» возглавляли Рашид Дибаев (1962-1967), Андрей Браун (1967-1972), Михаил Дубовской (1972-1985), Виктор Гофман (1985-2015). С 2015 года ТОО «Сочинское» возглавляет Аблай Комбатуров.
Свою летопись наше село Сочинское ведет с того самого памятного 1954 года. Об этом свидетельствует архивная выписка из приказа №1 по зерносовхозу «Краснодарский» Атбасарского треста зерносовхозов станции Джаксы от 2 ноября 1954 года за подписью директора Виктора Внаровского: «С сего числа приступаю к исполнению своих служебных обязанностей вверенного мне Краснодарского зерносовхоза».
В целом за 65 лет совхоз, а теперь ТОО «Сочинское», сдало государству свыше 700 тысяч тонн зерна, валовый сбор зерновых культур составил свыше одного миллиона тонн. У ТОО свыше 30 тысяч гектар пашни, хозяйство имеет статус семеноводческого, работают цеха по производству подсолнечного масла, колбасных и макаронных изделий.
Сегодня Сочинское — благополучное, чистое, зеленое, уютное село, расположенное в южной зоне Атбасарского района. По праву гордятся сочинцы своим селом и тем, что сумели сохранить летний водопровод, построенный 35 лет назад. Вода подведена в каждый двор, где есть огород и подсобное хозяйство, причем у большинства сельчан оно весьма солидное. От окрестных сел Сочинское отличается тем, что даже в самые кризисные годы здесь не чувствовалось развала и запустения, хотя нельзя сказать, что трудности обходили нас стороной. Умение хозяйствовать помогало выстоять и выжить в самые сложные годы.
Сегодня на селе ощутимее становится помощь, оказываемая в республиканском масштабе. Произошел перелом в сознании людей, они поняли, что иждивенческим настроениям не может быть места, тем более, при рыночных отношениях.
Есть в селе типовая средняя школа, Дом культуры, почта, детский сад, библиотека, пять магазинов, кафе и прекрасное помещение на 160 мест для проведения различных мероприятий. Все эти здания и производственные помещения, а также часть квартир, отапливает одна котельная.
Рядом с селом имеются два искусственных водоема. Работает очистное сооружение по очистке питьевой воды. Вот уже более 30 лет строим снежные городки к Новому году, которые радуют жителей села. Проводим спортивные и культурные мероприятия в своем округе.
Славные традиции, заложенные первоцелинниками, продолжают их дети и внуки, ставшие по примеру отцов достойными гражданами, патриотами нашей Родины — Республики Казахстан. Ведь именно целинники уже в те далекие годы внесли огромный вклад не только в индустриальный, аграрный и научный потенциал Казахстана, они помогали заложить фундамент, на котором сегодня строится наше суверенное государство. Как и настоящую дружбу между нациями и народностями. Долг нынешнего поколения — сохранить и передать потомкам святое чувство этой дружбы.
Сочинцы всегда будут помнить тех, кто стоял у истоков освоения залежных земель, кому выпало трудное и благородное счастье прокладывать первые борозды, радоваться первым всходам, первому целинному колосу.
С большим уважением мы называем первоцелинников Марию Калугину, Василия Кишкана, Назагот и Раису Фатхиевых, Марию и Ивана Петрищевых, для которых целина стала судьбой. Многие здесь создали свои семьи.
Всех их объединяет преданность земле, родному целинному краю. Девятнадцатилетним пареньком по комсомольской путевке из Полтавской области прибыл на целину Владимир Великий, который работал механизатором, затем бригадиром тракторно-полеводческой бригады, управляющим. За свой труд награжден орденом «Трудового Красного знамени», медалью «За доблестный труд», юбилейной «Тыңга 50 жыл». Владимир Данилович — участник ВДНХ 1958 года.
Награждены в свое время медалью «За освоение целинных земель», другими наградами целинники Николай Гунько, Иван Жабагин, Иван Зализняк, Василий Жинко, Агзам Ильясов, Дмитрий Нагирняк, Байгазы Касымов и многие другие.
От всей души поздравляю всех первоцелинников с 65-й годовщиной со дня освоения целинных и залежных земель в Казахстане. Желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Виктор ДУБОВСКОЙ,
председатель совета ветеранов труда Сочинского сельского округа.
Атбасарский район.
Первые постройки с. Сочинское.