Объявленный Главой государства Год молодежи пробудил в молодежной среде массу инициатив, креативных идей. К примеру, в минувшую среду в ДК «Достар» премьерной драмой «Армандар кемесі» по повести «Не оставляй, мама!» молодого башкирского писателя, лауреата премии Республики Башкортостан им. Шайхзады Бабича Айгиза Баймухаметова дебютировал первый в нашей области молодежный экспериментальный театр-лаборатория «EL jastar». На премьере, прошедшей с аншлагом, присутствовал и автор повести.
Инициативу создания молодежного театра-лаборатории, подхваченную студентами, выдвинул преподаватель актерского отделения Высшего колледжа культуры им. Акана-серэ Хаким Хасанбай. С начала нынешнего года при поддержке 00 «Алдаспан-Рух» и управления внутренней политики она воплотилась в жизнь, был создан театр, и новая труппа приступила к работе. В ее составе оказалось 13 лучших студентов актерского отделения второго, третьего и четвертого курсов Высшего колледжа культуры им. Акана-серэ, где и проходили репетиции.
Воплотил постановку режиссер, он же художественный руководитель молодежного театра Фархатбек Канафин (режиссер Казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова). По его словам, их основным зрителем будет, конечно же, аудитория молодежная. Поэтому репертуар театра должны и будут составлять постановки, наиболее близкие молодым людям по духу, интересам, природе. Именно поэтому выбор пал на пьесу башкирского драматурга Ангизы Ишбулдиной по повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!», получившей название «Армандар кемесі».
— И выбор этот не случаен, — говорит Фархатбек Канафин. — Сиротство — острая проблема современного мира — продолжает оставаться актуальной. Об этом нужно говорить с нашей молодежью, поскольку негативная трансформация социума, когда отказаться от ребенка для современного казахстанца становится простым актом, продолжается. Говорить нужно в том числе и посредством театрального творчества. Повесть Айгиза Баймухаметова, написанная просто, доступная каждому читателю, по-настоящему пронзительна и сурова, ведь он, потерявший родителей в детстве, сам вырос в детском доме.
На пресс-конференции, предшествовавшей спектаклю, Айгиз Баймухаметов отмечал, что часто бывает в Казахстане и чувствует себя здесь, как у себя дома. «Моя повесть, ставшая основой для спектакля, переведена в числе многих других и на казахский язык, дважды издавалась в вашей стране. Написал я ее в 23 года, прототипом главного героя Ильяса являюсь сам. Повествую о том, что видел, испытал, живя в детском доме. Мне всегда хотелось, чтобы сирот было меньше, родители не оставляли детей. К примеру, в нашем детдоме было около ста детей, и у 90 из них были живы
родители. Главный мой посыл читателям — беречь друг друга, родителям — детей, взрослым детям — постаревших родителей. Может быть, поэтому пьеса, став универсальной, с успехом ставится на театральных сценах и хорошо воспринимается зрителем. Поздравляю ребят с премьерой, рад, что для нее избрано мое произведение, поэтому, не раздумывая, приехал в Кокшетау. Еще меня весьма впечатлил тот факт, что 2019 год объявлен в Казахстане Годом молодежи. Это же здорово! Молодым предоставляется такая возможность проявить, показать себя. Дерзайте, двигайтесь, стремитесь к вершинам. Пусть новый театр, делающий только первые шаги, станет достоянием области, заставит говорить о себе.
Огромных успехов вам, ребята», — сказал гость.
На сцене Дворца культуры, послужившей экспериментальному театру-лаборатории площадкой для первого выступления, — минимум декораций, а в зале — ни одного свободного зрительного места. Основное место действия спектакля — детский дом, главные герои — дети-сироты.
Одна за другой перед зрителем проходят перипетии судьбы сироты Ильяса, которого сыграл Жанибек Махамбетияр. Текст пьесы «разрезается» его монологами-воспоминаниями, которые в исполнении ребят и создают единое действие. Может быть, не каждый из этих нанизанных «кусочков» получился выразительным, но ребята очень старались.
Вначале умирают родители шестерых детей. Потом — детский дом, где самого младшего Ильяса разлучили с родными братьями и сестрами. Пережив все, что ему было уготовано, вынеся все трудности, главный герой говорит в конце: «Кажется, мои заветные мечты сбылись, я «выпустился» из детдома, окончил университет, нашел работу по душе, но радоваться не могу. Не отпускает боль душевная по моим друзьям, которых не стало…». Завершается спектакль, как и начинался, плывущими по сцене в руках ребят большими белыми бумажными корабликами. Это их мечты, навстречу которым нужно идти во что бы то ни стало.
Думается, юные актеры смогли донести суть произведения, рассчитанного на тех, кто умеет любить, сопереживать. Серьезная тема, большая работа. Обращение к такого рода драматургическому материалу уже заслуживает уважения. С самого начала действа в зале многие вытирали слезы…
По окончании спектакля зрители долгими аплодисментами благодарили юных актеров. Свои напутствия студентам высказали и корифеи: народная артистка РК Жибек Багисова, приглашенный на премьеру режиссер и сценарист, народный артист Талгат Теменов и другие. Они пожелали экспериментальному театру долгой и успешной творческой жизни, становящимся актерам — идти к мечте — большой сцене. Судя по всему, у новой постановки Фархатбека Канафина, который, кстати, сам перевел пьесу с русского на казахский язык, есть будущее.
К слову, участники очень надеются, что со временем решатся вопросы финансирования молодежного театра, здания для него.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА,