«А мы теплом улицы грели…»

Коммуналка
Когда впервые заговорили о тепловых счетчиках, мы всем домом поддержали эту прогрессивную идею. И хотя счетчик, конечно, не был дешевым, мысль о том, что он быстро окупится и оплата за тепло снизится, благодаря разумному расходованию и контролю, была очень заманчивой и, в конце концов, победила. Устроители всей этой кампании нам подробно, с цифрами и фактами рассказывали о быстрых и заметных переменах, хвастались опытом просвещенной в этих вопросах Европы, от которой мы также не должны отставать. Ну, мы и не отстали. Счетчик тепловой в доме был установлен, а в квитанциях за тепло появилась новая графа, в коей значилась оплата за его установку теми же тепловиками.

Первое время все вроде бы так и было: оплата за тепло не намного, но снизилась, и мы не жалели о новой затее. А потом стали происходить какие-то странные вещи. В одних домах новая система прекрасно работала, а в других — совсем наоборот. Одним из таких невезучих домов стал и наш, по ул. Акана серэ, 121. На улице вовсю сияло солнце, а батареи «горели огнем», на наши обращения в КСК с вопросами, зачем зря расходуется тепло, слышали неизменный ответ, что подачу тепла регулируют тепловые сети, на балансе которых счетчик и находится, КСК к нему отношения не имеет.

Квитанции об оплате подтвердили наши подозрения: цифры в них стояли высокие, несмотря на то, что за окном пару месяцев было всего минус 7-10 градусов. Мы стали сравнивать квитанции за тепло в других районах с нашими, оказалось, там за площадь вдвое большую люди платили также, как и мы. Стали звонить в разные инстанции. В тепловых сетях от наших претензий быстро отбоярились: ничего не знаем, звоните в КСК. Те же твердили свое. Образовался замкнутый круг. В диспетчерской ЖКХ нашу проблему вообще высмеяли: нам звонят, что холодно в иных домах, а вы на тепло жалуетесь — вот же люди. Интересы жильцов нашего квартала, установивших счетчики и желающих употребить их по назначению — иначе зачем ставили? — коммунальщики в упор не хотели воспринимать. Как и ситуацию прошлой весной, когда они спешно завершили тепловой сезон, а на улице еще почти месяц стоял холод, и люди мерзли в своих квартирах. Тогда тепло в домах не подключили. А вот в соседних областях это сделали, с завистью читала в интернете их комментарии: «На здоровье людей не экономят!». У нас же поликлиники в ту весну были полны больными с обострившимися хроническими хворями. Но посчитать ущерб от больничных никто не захотел. Хотя он наверняка превзошел затраты на тепло, особенно которое ушло в настежь открытые форточки при теплой зиме и неоправданно раскаленных батареях… Тогда его, получается, раздаривали, а когда оно действительно понадобилось, средств не нашлось…

В этом сезоне картина повторилась. В первые месяцы зимы топили в Кокшетау опять не по-хозяйски, несмотря на почти плюсовую температуру — грели так, что к батареям в большинстве квартир было не прикоснуться. Приходилось батареи завешивать одеялами, чтобы умерить духоту, от которой людям со слабым сердцем было невмоготу. Отапливали коммунальщики в буквальном смысле улицу, на ветер выбрасывая наши деньги. Да, именно так. Спрашивается: зачем и кому это надо было? Тем, кто хотел, чтобы в квитанциях были более внушительные цифры оплаты за тепло? Но это же парадокс?!

Если кто подумает, что дома нашего квартала какие-то особенные, так нет, многие в те теплые месяцы держали форточки открытыми настежь, простывая на сквозняках. Рассказывали, что приходилось, где есть такая возможность, перекрывать тепловые батареи — одних стояков в квартире вполне хватало, иначе было душно.

Может, и не стала бы поднимать эту тему, если бы обращения в КСК по этому поводу не стали массовыми от жильцов не только нашего, но и других домов: по Елемесова, 47, Янко, 79, особенно душно было пожилым людям. Одной бабушке на это в КСК ответили так: «Дожалуетесь, сделают вам холод, будете знать!». На что она чуть не расплакалась: «Почему должны делать не как лучше, а как хуже?». Пришлось звонить в городской акимат, только после этого на наши многочисленные просьбы, в течение прошлого и нынешнего сезонов, все же откликнулись. По домам прошла компетентная комиссия теплоинспекции, зафиксировала реальный перегрев и, наконец-то, подача тепла снизилась. Произошло это, не поверите, перед сорокаградусными морозами, но их мы прекрасно выдержали, в домах было тепло.

Впереди весенние месяцы, начнется сезонное потепление, интересно, сделают коммунальщики выводы или опять в квартирах начнется жара, а на жалобы людей реакция последует, как в нашем случае, через год? А может, пора уже их делать? Только не «назло», как это еще бывает, а на пользу людям. Не искать жалобщиков и не высмеивать их — есть и такая практика! — а решать проблемы.

Эмилия РЕРИХ.

Читайте также