Общественные приемные
— Он же сам ничего не может, я ему пищу протираю, через зонд кормлю, никакое снотворное его не берет. Я эту ночь вообще не спала, — 67-летняя женщина, инвалид второй группы, уже не первый год ухаживает за совершенно беспомощным мужем. — Нам и памперсы, и пеленки, и лекарства выделяют. Два кресла инвалидных привезли. А зачем они нам? Я его все равно поднять и посадить не могу.
И при этом: «Катетер ему поставили, а мочеприемник не дали. Был бы, я бы спала спокойнее». В общественной приемной областного филиала партии «Нұр Отан», куда она обращается не впервые, Ф. хорошо знают. Как и специалисты областного управления здравоохранения, органов социальной защиты. Знают и уже понимают, что убедить ее в том, что согласно нормативам выдача мочеприемника не предусмотрена, и что даже с ним ее муж спать лучше не будет, бесполезно. Никаких доводов пожилая, нездоровая и очень уставшая женщина не слышит. И ей очень хочется рассказать о своих бедах.
Присутствуя, в силу служебных обязанностей на многих приемах, все больше убеждаюсь в том, что многие наши сограждане, сами того не осознавая, за этим и приходят, чтобы их выслушали, посочувствовали, дали совет житейский. Тем более, если прием ведут депутаты Мажилиса. Надо сказать, что Айгуль Нуркина, Джамиля Нурмаганбетова, Айзада Курманова времени на это не жалели, хорошо понимая психологические особенности людей с ограниченными физическими возможностями и тех, кто волею судьбы годами ухаживает за инвалидами, живет с ними под одной крышей.
— Нужен проездной билет для моего сына — инвалида с детства. До 16 лет ему он был положен, сейчас ему за 40, но он что, перестал быть инвалидом? — возмущалась ветеран труда, 77-летняя женщина, сама имеющая множество заболеваний.
На вопрос, как может ее недееспособный сын пользоваться общественным транспортом, ответ был таков: «Он сопровождает меня во время моих посещений поликлиники, я туда дважды в месяц езжу». И еще: «Мы приехали с ним в Астану, в автобусе нам сказали: Вы иногородние — платите. Мы что — из Америки приехали?».
И в этом случае объяснения, что ей помогали не раз, но депутат городского маслихата, председатель Ассоциации «Пассажирские перевозки» Рустем Калишев делал это в буквальном смысле «из своего кармана», бесполезны. Как и то, что в Кокшетау 12 категорий льготников общественным транспортом пользуются бесплатно тоже за счет автопарков, дотаций из городского бюджета уже не первый год.
Конечно, этим двум женщинам помогут. Но у них, и не только у них, возникнут проблемы новые. Решать их надо, конечно, системно, комплексно, а не только потому, что человек пришел и попросил. Умение «за деревьями» проблем увидеть «лес» решений прослеживается на каждом общественном приеме в областном филиале партии «Нұр Отан». На проходящих с участием депутатов законодательного органа власти — особенно.
Готовящаяся монетизация льгот инвалидам назрела и целесообразна. Это только один из выводов, сделанных после бесед с пришедшими на прием. Пусть люди получают сертификат на определенную сумму и сами решают, что им нужнее — кресло инвалидное или тот же мочеприемник. Другое дело, что нужна система, исключающая возможность истратить эти деньги на какие-то семейные нужды.
Мы еще раз убедились в правоте руководителя ОО «Центр реабилитации инвалидов «Шанс» Василия Шиманского, который лучше многих знает о том, что такое эмоциональное выгорание и самих инвалидов, и их родственников: «Нужны пансионаты, где люди с ограниченными физическими возможностями могут провести какое-то время, вырваться из четырех стен, а родственники в это время — съездить куда-то, да и просто передохнуть, сил набраться».
Депутаты Мажилиса, проводящие прием, были несколько удивлены, узнав, что в Кокшетау один такой пансионат есть. Другое дело, что, как и при реализации любого социального проекта, проблем там множество. Главным образом из-за невысокой платежеспособности желающих там поселиться. Помощь благотворительных организаций, волонтеров была бы совсем нелишней. Но одного такого пансионата, конечно, мало. Нужны и иные социальные проекты, нацеленные на инвалидов и людей, за ними ухаживающих.
И еще один вывод, сделанный по итогам нынешнего и многих иных общественных приемов. Корень многих наших проблем — в невысокой правовой грамотности.
— Как я устала, в нашей «полуторке» три семьи живут, — говорила семидесятилетняя мама взрослого сына, не дающего покоя этой большой семье. — Ну помогите поставить его в очередь на жилье, он же инвалид второй группы.
Специалисты профильных государственных органов уже не раз разъясняли, что этого нельзя сделать, потому что сын включен в договор о приватизации и он от своей доли в пользу других членов семьи отказываться не хочет. Но если и сделает это, то согласно закону встать в льготную очередь на получение жилья он сможет не ранее, чем через пять лет.
«Издержки процесса цифровизации», — так член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Айгуль Нуркина охарактеризовала проблемы, с которыми сталкиваются не только ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, но и все мы — посетители поликлиник. Электронная очередь к терапевту формируется за две-три недели до приема, попасть к узкому специалисту, как и получить назначения для сдачи анализов, опять же можно только по направлению участкового врача.
— Была «живая» очередь, нас пропускали, люди понимают, какие болезни мы приобрели. Сейчас на двери висит список записавшихся по интернету, и все на этом, — говорил председатель ОО «Союз ветеранов Чернобыля» Марат Жетеров. — Мы понимаем, что цифровизация нужна, но программу можно же как-то усовершенствовать.
Говорили ветераны Чернобыля, как и практически все пришедшие на прием горожане, о нерешаемых годами проблемах с обеспечением бесплатными лекарственными препаратами.
— Это проблема не только вашего региона, как и «узкие места» во многих электронных приложениях, — подводили итог депутаты Мажилиса Парламента РК. — Все, что мы услышали сегодня, обязательно учтем в нашей законотворческой деятельности.
Нина МИТЧИНОВА.