Гармоничное развитие двух аспектов образования — интеллектуального (так называемого образования для ума) и нравственно — духовного (образования для сердца) — в эру цифровых технологий становится необходимостью. Сегодня речь идет об интеграции нравственно — духовного курса «Самопознание» в общеобразовательные предметы. Это поможет дать ребенку целостные знания,основанные на синтезе всех предметов с вечными общечеловеческими ценностями.
Неоспоримо, что преображение личности учителя не менее важно, чем методики и программы. Именно поэтому для учителей самопознания Атбасарского района методистом районного отдела образования Оксаной Мотузковой были организованы выездные курсы повышения квалификации на тему «Научно — методологические основы преподавания предмета «Самопознание», которые прошли недавно на базе атбасарской СШ №2.
Тренер национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Алма Басболатова в течении двух недель давала рекомендации по планированию, постановке целей и задач, были рассмотрены аксиологические основы программы нравственно-духовного образования. В практической части курсов на базе той же школы состоялся областной семинар на тему «Структурно — содержательный и методический аспект предмета «Самопознание». Как отметила директор СШ №2 Зауреш Касенова, программа предмета сегодня очень важна и актуальна, а потому необходимо не только углублять знания педагогов по организации преподавания самопознания, но и интегрировать предмет в целостный образовательный процесс.
Интересные интегрированные уроки самопознания провели учителя начальных классов СШ№2 — С. Муканова, СШ№6 — Н. Шахарова, мастер-класс на тему «Цветок семейного счастья» провела учитель самопознания тельмановской СШ 3. Мусина.
Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева в поисках ответа на вечные вопросы писала: «На рубеже веков мы почему-то решили, что главная цель воспитания — научить ребенка нажимать на кнопки компьютера, говорить на английском. И вот он готов — человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…».
В завершение семинара его участники проанализировали все полученные знания, сформулировали собственные выводы: чтобы воспитывать духовность в растущем человеке, надо мыслить гуманно. Мы, педагоги, несем особую ответственность за наше будущее. А от доброты и щедрости сердца учителя зависит, оживут ли в руках ребенка зернышки общечеловеческих ценностей, отзовется ли слово педагога в душе ученика.
Тамара СТАРЦЕВА,
руководитель Атбасарского районного методического объединения учителей самопознания.