«Мы душами там породнились…»

К 30-летию вывода советских войск из Афганистана
Сергей Иванович Купелин признается: «То, что случилось с нами на войне, никогда не отпустит».

21 ноября 1987 года Иван Григорьевич и Галина Николаевна Купелины провожали сына в армию, не ведая, что на войну. В дружной семье воспитывали 11 детей, Сережа уходил в армию пятым.

Термез — название южного города наводило тревогу, сжимало сердце, значит, совсем скоро Афган. Страна уже к тому времени слишком хорошо, к несчастью, знала о войне на чужой территории.

На учебке Сергей попал в саперную роту. Потому и на войне прослужил в части, в местности Чарикар, провинция Парван, что в 70 километрах от Кабула.

Сергей Купелин вспоминает: «За нашим полком в горах ниже трасса, кустарники, здесь ты острее чувствуешь враждебность природы, даже ей ты чужой. Чужая земля и пахнет иначе: чувствуешь запах опасности, и вкус воды другой, и даже ветер пополам с песком. Уже на пересылке стало страшно — кругом война. Домой захотелось… Еще на учебке я крепко сдружился с Ериком Дюсеновым из Жетысу, но в Афгане он попал в десантные войска, какова же была наша обоюдная радость от неожиданной встречи.. Мужская дружба проверяется в испытаниях, усиливает привязанность совместно пережитое, не стереть мне в памяти родные навек имена и лица — москвича Васи Иванова, Сергея Кулагина из Усть-Каменогорска, хлопцев из Украины, Жана Барунина из Ленинграда. На равных общались мы, дети одной страны, невзирая на национальности, образования и профессии. Звание «солдат» нас объединяло, и в чем его сакральный смысл я понял очень хорошо…

Нам повезло, мы вернулись живыми домой. Мы — те, кто выходил из Афгана. А сколько там наших ребят полегло… «Закрывашки» — так ласково зовут нас бача. 3 февраля 1989 года я запомнил крепко, на всю жизнь-через мост в Термезе, куда почти 10 лет входили БТРы и танки, механизированные автоколонны, выходили наши войска. Там, в далеком Афганистане, я почувствовал, что такое жизнь. О смерти не думаешь. Об этом просто нельзя было думать. Ночью на зубах скрипит песок, афганский песок, мягкий, как мука. Красная пыль. Это глина. Те годы — как ни крути — одни из лучших в моей судьбе. Было боевое братство. Было настоящее родство душ. Истинная, незапятнанная мужская дружба. Вот откуда у нас ностальгия. Афганский синдром.

Теперь, конечно, все переосмыслено, взвешено временем, памятью, информацией и правдой, которую нам открыли. Прошло тридцать лет!

Моя семья сегодня — жена Надежда Ивановна Скороход и три дочери Кристина, Юлия и Светлана. Мирного и спокойного неба над головой, солнца, сияющего над нами одинаково, я желаю не только своим однополчанам, но и всем людям земли».

Записала Алия АХЕТОВА.

Бурабайский район.

Читайте также