Донести правду о войне…

К 30-летию вывода советских войск из Афганистана
Жаскайрат Турсунбаев о том, что в его армейской молодости была служба в далекой горной стране, не афишировал. Но в нашей беседе скромному человеку все же пришлось вспомнить многое из афганского боевого прошлого.

После окончания школы Жаскайрат по направлению Ерейментауского РВК отучился в профтехучилище с. Торгай и получил водительские права. Повестку в военкомат — на второй день, как отметил совершеннолетие — 12 декабря 1987 года. Маме Мамиле Иманжусуповне и отцу Кенесу Секеновичу было не просто с этим смириться. Не успели порадоваться Ардаку, вернувшемуся из Группы советских войск в Германии, а уже сердце болит за его брата. Своей очереди ждали Мереке и Кайдар.

Когда стало известно, что Жаскайрата отправляют   в   Туркменистан,   вдвойне встревожились. И было отчего. Афганские учебки создавались преимущественно на территории ТуркВО и частично САВО, что позволяло произвести адаптацию военнослужащих к жаркому и сухому климату. Основными местами их сосредоточения являлись три гарнизона. В народе о них знали через военный фольклор: «Есть в Союзе три дыры: Термез, Кушка и Мары». Последний город и «улыбнулся» новобранцу. С мая 1985-го подготовка всего молодого пополнения для 40-й армии стала проводиться на территории СССР по 5-месячной программе.

Утро 8 мая 1988 года Жаскайрат встретил в столице Афганистана — Кабуле. Затем был направлен в 180-й мотострелковый полк, дислоцировавшийся в Джелалабаде. Пулемет Калашникова ему вручили в торжественной обстановке.

«Службу в Афгане я начал, когда уже вовсю шла подготовка к выводу ограниченного контингента войск, — говорит Ж. Турсунбаев. — Поэтому не испытал всю тяжесть потрясений, имевших место в первые годы Афганской войны. Но и нам пришлось хлебнуть лиха. К примеру, на моих глазах шедшие впереди след в след две машины подорвались на фугасах, тяжело ранило водителей, легко — других бойцов.

Мне горько, когда вижу со стороны иных чиновников проявление неуважения к нам, ветеранам, открытое игнорирование наших нужд и чаяний. Плохо, что они забывают слова Наполеона: «Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую». А мы, воины-интернационалисты, имеющие опыт боевых действий, и есть основа нашей казахстанской армии! Нельзя забывать и о военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Из жизни уходят последние фронтовики — герои Великой Отечественной войны. Кто займет их место? На чьих примерах готовить молодежь к защите Родины? Многие из вернувшихся оттуда наших ребят ушли из жизни, так и не оправившись от «афганского синдрома». Как врач могу дать этому пояснение — корни их опять же социальные. Хвала тем, кто не сломался в эпоху перемен и продержался на плаву благодаря семье. Но как быть тем, кто лишен жилья, работы? Кто защитит их права?

Убежден, раз Аллаху было угодно сохранить наши души, спасти их, значит, именно нам суждено донести до сегодняшней молодежи ту правду о войне, которую мы пережили, повлиять на общественное мнение, привлечь внимание государства к социальным проблемам. Верю, что необходимый Закон «О статусе ветеранов Республики Казахстан» будет принят к 30-летию вывода советских войск из Афганистана. Иначе быть не должно».

Алия AXETOBA.

Читайте также