Яблоки яблоками не пахнут, а в колбасе 30% мяса

Мнение потребителя
Качество или цена? В последнее время основная масса потребителей отдает предпочтение стоимости товара, а раз есть спрос, будет и предложение, после сами удивляемся: почему в колбасе всего 30% мяса.

Не открою большой тайны, натурпродукт давно уступил место суррогату. Информационный повод для актуальной темы кроме всего прочего обозначил в Послании народу Казахстана Глава государства Нурсултан Назарбаев, поставив задачу наладить производство экологически чистого продукта.

Накануне захотелось обыкновенной горчицы. Пошел в магазин, продавец спрашивает: «Какую? Советскую или рыночную?». Юмора вначале не понял, а мне тем временем подают два тюбика, на одном название «Советская». Купил, попробовал, одобрил.

Ностальгией я не болею, успел переболеть, однако название, молодец — товаропроизводитель, навеяло воспоминания. Выбор продуктов в советскую пору был небольшой, но зато какими они были! Куриные яйца шли на обеденный стол прямо из-под наседки, картошка, овощи росли на приусадебном участке, хлеб пекла бабушка.

У соседей, имеющих корову (при Хрущеве больше одной головы КРС держать запрещалось), покупали молоко, творог, сыворотку, на масло, сметану денег не хватало. Колбасу не видели, но и не страдали от ее дефицита. Мясо ели крайне редко, можно сказать, по великим праздникам, в магазинах его почти не продавали, а домашняя ферма сама еле сводила концы с концами, поэтому вынуждены были придерживаться вегетарианского образа жизни.

Не помню, чтобы в детстве или молодости болел желудок. Сегодня школьное, да и домашнее питание обострило эти болезни до максимума. С «Мезимом» или «Фесталом», (когда такое было) уже знакомы первоклассники. Подрастающее поколение — будущее страны — ест, пьет, что предлагают ему яркая реклама, красивые наклейки, упаковка. Обещая райское наслаждение, вся эта брендовая шелуха обманывает доверчивого потребителя на каждом шагу, медленно, но уверенно убивая наше здоровье.

Не так давно от знакомого предпринимателя услышал любопытное предложение: «Занимайся я производством пищевых продуктов, открыл бы фирменный магазин «Элита», на прилавках которого находился бы только натурпродукт».

Хорошо знаю другого предпринимателя, более чем успешного. Он как раз занимается обеденным столом потребителя. Имеет магазины, цеха по переработке, правда, придерживаясь противоположной продовольственной политики, как сам заявляет, ориентированный на спрос населения. Такая деталь — ежегодно его предприятие объявляет негласный конкурс среди пищевиков-технологов с одним условием сделать колбасу с наименьшим вложением мяса…

Пару лет назад стал победителем специалист, достигший абсолютного минимума — 27%. Столько по его «уникальному» рецепту закладывалось чистого мяса. В результате стоимость такого удешевленного продукта не превышает 900 тенге за килограмм. Народ, особенно пенсионеры, в очередь выстраивается, а что внутри колбасы — для него неважно, важен ценник.

И вот что интересно. Однажды меня угостили колбасой из чистого мяса, представьте, такая «штучной сборки» еще производится, правда, на заказ. Уходит влет, угостил внуков, не едят, нос воротят. А в «Докторской», хвалятся друг другу технологи, сплошная шкура птицы, не считая остальных малоценных «запчастей».

С похожим фактом столкнулся пару лет назад, находясь в командировке в Атбасарском районе. Здешние мельничные комплексы выдают на-гора лучшую в СНГ муку. Москва закупала ее тысячами тонн, постоянно шли заявки из Китая. А местные, вот парадокс, обходили этот ценный и качественный продукт стороной, покупая «заморскую» муку. Стоила она на 30 тенге дешевле. Дешевле, потому что в нее добавлялся искусственный порошок.

Натурпродукту тягаться с химпродуктом можно, но очень сложно. В России, например, городские жители все активнее и настойчивее переезжают в сельскую глубинку, соскучившись по тому же натурпродукту, чистому воздуху и размеренному образу жизни. Переселенцы строят дачи, покупают крестьянские дома, разводят скот, сажают картошку, зарыбляют водоемы. Нам же, аграрной стране, сам бог велел быть лидером в производстве натуральных продуктов, опыт, ресурсы есть, есть поддержка государства, дело осталось за желанием.

Два года назад, считаю, результат все того же процесса, резко возросла закупочная цена на молоко в Костанайской области. У соседей — акмолинцев и североказахстанцев — литр домашнего молока стоил в то время 50-70 тенге, там цена доходила до 100-120 тенге. Ларчик открывался просто. Приграничную костанайскую домашнюю ферму облюбовали российские переработчики молока, меняя искусственный продукт на натуральный. И сегодня гости из России стараются купить молочные и мясные продукты в нашей стране. Во-первых, дешевле, во-вторых, качественнее.

Что-что, а личное подсобное хозяйство у нас пока работает без сбоев. Сельчане и горожане в принципе питаются одним и тем же натуральным продуктом.

Здоровье дороже кошелька, начинает понимать продвинутый потребитель. Производитель, чувствуя конъюнктуру рынка, спешит сделать рокировку. Так что многое зависит от нас: какую пищу едим, такую нам и продают.

Вот дословная цитата из предыдущего Послания Президента: «Агропромышленный комплекс Казахстана имеет перспективное будущее. По многим позициям мы можем быть одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания».

Между прочим, Европа также смотрит в нашу сторону, по горло насытившись искусственными завтраками, обедами и ужинами. Немцы, турки, датчане все чаще приезжают в ту же Акмолинскую область за урожаем — внимание! — весной, когда семена только начинают укладывать в почву. Ориентиры потеряли? Нет. С агропредприятиями заключаются договоры на поставку полевой продукции при условии, если на полях не будет применяться химия. Гостям хозяева возражают: «Зачем вам сорная растительность, можем поставлять   в   идеальном   виде…».

«Сорняки очистим, химию не очистить никогда», — отвечают они.

Лично я люблю овощи, фрукты, но уже три-четыре зимы у меня в меню их нет, причем нет принципиально. Они, считаю, несъедобные, напичканы нитратами, полежат в холодильнике пару дней и превращаются в гнилье.

Яблоки яблоками давно не пахнут, огурцы — огурцами, зелень резиновая… химия и здесь на первых ролях, однако есть и хороший опыт. Например, поселившиеся в северных областях оралманы взялись выращивать овощную продукцию с использованием органики. За короткое лето (оказывается, возможно) огородные мастера умудряются вырастить два урожая укропа, зеленого лука, чеснока, моркови, редиса, болгарского перца, баклажанов, петрушки, кинзы…

Покупатель к ним домой приезжает, немного переплачивает, но зато знает — качество гарантировано. Хорошо производителю, хорошо потребителю, что и требовалось доказать.

Александр КУЗЕННЫЙ.

Читайте также