Про «метод розетки» и плагиат

Давайте обсудим
Довелось мне недавно быть членом жюри конкурса эссе для студентов вузов и системы ТиПО на тему: «Роль молодежных организаций в формировании антикоррупционной культуры» (организатор — областной департамент по делам государственной службы и противодействию коррупции). Прочла множество работ. Думается, что с выдержками некоторых из них стоит поделиться с нашим читателем.

Вот, что думают студенты колледжей.

«Я, студентка первого курса колледжа, стою на пороге во взрослую жизнь. Хотелось бы начинать строить ее честно, соблюдая нравственные и моральные принципы. Для этого мы должны знать свои права и обязанности, нести ответственность за все, что будем делать. Возможно, мы столкнемся косвенно или прямо и с коррупцией. Именно сегодня у нас есть возможность в стенах учебного заведения воспитать в себе антикоррупционную культуру поведения, сформировать знания об этом».

«Я буду учителем, и буду учить детей, несмотря на статус и материальное положение их родителей».

«Можно очень много говорить «о большом будущем нашей страны». Но у нее есть один БОЛЬШОЙ недостаток и это — коррупция! Чтобы брать взятку, большого ума не надо. Не надо учиться, повышать свою квалификацию, строить новые предприятия и создавать что-то новое. Она создает условия для несправедливости, не дает никакой надежды на светлое будущее страны. Мне бы хотелось, чтобы мои родители при выходе на заслуженный отдых получали в качестве пенсий 80 % от прежней заработной платы, как в той же Норвегии, у которой запасы нефти меньше, чем у нас, но они смогли построить капитализм с лицом коммунизма и почти до корня искоренить коррупцию».

«Коррупция стремительно движет наше общество назад, в прошлое, к всеобщей барымте и далее, в шалаши и пещеры. Почему коррупция стала нормой жизни в нашей с вами общей стране? Куда мы катимся?».

«Но все же, даже учитывая наш «восточный менталитет», почему не применить так называемый «метод розетки»? Ведь никакому здравомыслящему человеку не придет в голову, если его предупредили, совать руку в открытую розетку, находящуюся под напряжением. Точно также, если чиновнику крупного или мелкого плана, будет ясно, что кара за противоправные действия может быть гораздо выше, и он может практически все потерять, то это здорово сдерживало бы его «аппетит».

«Коррупция есть во всех сферах общества. Даже среди врачей, учителей, полиции, в торговле проявляются коррупционные действия. Врачи берут деньги за операции, даже бывает так, что если не заплатишь деньги, то и хорошо лечить не будут. В колледжах, университетах преподаватели берут деньги за то, чтобы студент сдал экзамен. Сажали бы таких в тюрьму на всю жизнь, и заставляли там помногу работать, и кормить их в зависимости от этого. Многие, которым государство выделяло средства, и они не получили их, работают на двух, и на трех работах так как им нужно растить детей, думать о будущем.

Хотела обойтись без комментариев, но не получилось. По поводу последней цитаты: когда автор 17-ти лет сумел приобрести такой негативный личный опыт из общения с докторами и преподавателями? А если в колледже, где он учится, экзамен без взятки не сдать, то почему он ничего не делает для того, чтобы уличить коррупционеров, убедить сокурсников на провокации не поддаваться? И где он увидел сегодня коррупцию в сфере торговли?

В целом надо отметить, что личностная позиция, искреннее желание коррупцию искоренить у студентов колледжей просматриваются. Правда, каких-то конструктивных предложений по поводу того, что могут и должны сделать в этом направлении молодежные организации, встретить ни в одном из эссе не довелось. Дальше благих пожеланий и призывов: «Искоренить, бороться, сформировать, не допускать…» дело    так и не пошло. Подумалось, что встречу предложения в работах студентов вузов. Увы. Но даже не это самое печальное. Когда в пятый или шестой раз прочла эссе, начинающееся с цитаты Льва Толстого «Один из обычных ведущих к самым большим бедам соблазнов есть соблазн словами «все так делают», то как-то призадумалась, откуда у наших современных студентов такое глубокое знание русской классики…

Ну и дальше: «Гугл вам в помощь». Нашла «первоисточник» этих якобы самостоятельных эссе — статья «Не должно быть равнодушных», опубликованная в республиканском общественно-политическом журнале «Мысль» 18 июля 2017 года.

Даже не прибегая к системе «антиплагиат» в том же Гугле, проверила «на оригинальность» еще несколько выдержек… Результат все тот же. Неутешительный. «Не мудрствуют лукаво» большинство авторов эссе из числа студентов вузов, выражаясь молодежным сленгом, «не заморачиваются». Не утруждают себя даже элементарными «перестановкой мест» абзацев и предложений, синонимы терминам не ищут.

Все мы студентами были, все мы «списывали» на экзаменах, но, ребята, не до такой же степени. Обрабатывать надо взятое за основу, выбирать, компилировать хотя бы и думать. Иначе можно… попасть в ситуацию неприятную. Вот еще одна цитата из студенческого эссе: «Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур, несовершенное законодательство, экономический кризис…». Вопрос к автору: в полной ли мере характеристика российской ситуации, данная опять же российским профессором Николаем Барановым, применима к Казахстану?

Не забывайте, что «Плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки…» — это преступление, за совершение которого казахстанским законодательством наказание предусмотрено.

И еще. Без преувеличения. От плагиата до коррупции — один шаг. Причем, очень короткий. И про «метод розетки» не забывайте.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также