На своей земле

Соотечественники
«Мне восемь лет было, хорошо помню, как мы в 1991 году в Монголии по радио слушали выступление Президента Казахстана. Нурсултан Назарбаев тогда обратился к казахам, живущим за рубежом, «Возвращайтесь на Родину», — рассказывает аким сельского округа им. Олжабай батыра Хавджалел Хасамхан. — Отец сразу же сказал: «Собирайтесь. Мы этого долго ждали». Приехали первым рейсом».

27 лет спустя можно утверждать, что именно этот посыл — исполнить завет предков, вернуться на Родину, о которой никогда не забывали, и стал движущей силой для более миллиона соотечественников, переехавших в Казахстан.

Были, конечно, и проблемы. Многим репатриантам, особенно тем, кто в иной стране родился и вырос, психологически и эмоционально пережить переезд было непросто. Кто-то работу сразу не мог найти, государственных пособий для покупки жилья часто не хватало… Незнание русского языка для казахов, приехавших в Казахстан, стало не просто проблемой, вызвало шок, никто не был готов к тому, что в государственных органах трудно найти человека, который разъяснит, как и что делать на родном казахском языке, что их может не понять продавец в магазине. Особенно в северных регионах страны. С получением гражданства были проблемы. Уровень жизни у многих репатриантов поначалу снизился ощутимо.

Да что там говорить. Поначалу их переезд по-разному воспринимали и многие из нас казахстанских граждан. Причем, независимо от национальности. От определения «монгол» казахи, приехавшие из МНР, избавились не сразу и не просто.

— Сколько я носов поразбивал, когда меня одноклассники так называли, — рассказывал один из героев наших прежних публикаций. — А ведь я здесь в казахской школе учился. Почему я монгол? Язык, литературу казахскую лучше вас знаю, традиции лучше соблюдаю.

И, уже зная об этих проблемах от переехавших ранее, продолжали возвращаться. Чуть позже стали приезжать репатрианты из Китая, Узбекистана, России. Значит, не потеряли связь с казахской землей, с народом, несмотря на то, что жили в других условиях, в другой экономической и политической ситуации. Стремились приехать в Казахстан, чтобы дети и внуки остались здесь навсегда.

Чуть позже по области чуть ли не легенды стали ходить о предприимчивости и трудолюбии оралманов. Лет 10 назад в одном из сел увидела мальчишек с металлоискателями.

— Да это наши оралманы. Все, что у нас годами ржавело, землю портило, все подобрали, — рассказывала местная русская женщина. — Знаете, у них какие-то дети другие. Мы своим чуть ли не до пенсии помогаем, а у них дети в Астане учатся, подрабатывают, родителям то телевизор, то стиральную машину привезут. Приехали, жилье купили, что подешевле. А сейчас такие дома строят!

Репатрианты, поселившиеся в Ерейментауском районе — не исключение. Только в Тайбайском сельском округе 92 семьи (486 человек) из КНР. С родственниками, друзьями, оставшимися в Китае, связь поддерживают. Говорят, что, если бы не препятствия, чинимые китайской стороной, то переселенцев в Казахстан было бы больше.

Приехавших из Монголии — 37 семей (316) человек. Простая арифметика (разделим 316 на 37) показывает, что в каждом доме больше восьми человек. Бабушки-дедушки — самые уважаемые члены семьи. Молодежь уезжает редко. В основном те, кто в столице высшее образование получил, там и остаются. Но младшие сыновья о переезде даже не помышляют. С детства знают, что благополучная старость родителей — их забота.

Руководитель КХ «Hyp» Амангельды Шошанов в этом селе родился, выезжал только на армейскую службу.

— Больше никогда и никуда, ветеринарным врачом работал, — рассказывает нам старожил. — Где-то в начале 90-х прошлого века люди побежали кто куда. Время было такое, неизвестно, что дальше будет. Потом смотрим, казахи в Астану потянулись. Около 100 домов здесь разобрали, там построились. Если бы оралманы к нам не поехали, от села бы ничего не осталось, ничего бы не сохранили. А сейчас — хорошо живем.

Вообще, в Тайбайском сельском округе сальдо миграции — положительное. Только с августа этого года переехали четыре семьи оралманов, живших в других сельских населенных пунктах области. Одна семья — даже из с.Коянды Целиноградского района, куда из столицы общественный транспорт ходит. — Своим хозяйством жить надежнее, — объясняет свое решение ее глава.

Учителю информатики Аскару Ергали всего 28. Из Китая его семья переехала 18 лет назад. Пришлось кириллицу осваивать. Сегодня он очень активный депутат районного маслихата, помогает односельчанам проблемные вопросы решать.

— Оралманы боятся Аллаха и природы. Больше ничего, — Хавджалел Хасамхан термин «оралманы» вполне может заменить на местоимение «мы». Если от других слышишь иногда: «государство должно, обязано», то они привыкли рассчитывать только на себя. Не ждут, когда государство им работу предоставит. Кредиты не берут, начинают с малого, потом постепенно хозяйство расширяют. Своим трудом еще в Монголии привыкли жить. Главное — дать пастбища, землю для сенокоса. Если это есть, не только себя, всех прокормят.

По его словам, у переселенцев из Монголии проблем с занятостью не было никогда, скот разводить умеют. В каждом подворье — не меньше 10 голов КРС, не считая иной живности. С приехавшими из Китая поначалу было сложнее, там они занимались садоводством. Сейчас работа есть у всех.

Причем, не только на своем подворье. Только в этом году девять человек, обучившись по программе «Bastau Бизнес» начали свое дело: четверо народными промыслами занялись, четверо-магазины небольшие открыли. Благо, с помещением акимат помог, на правах частной собственности оформили бесхозное здание, сами ремонт сделали. Ешен Кокен открыл шиномонтажную мастерскую, закупил оборудование необходимое, рядом гараж построил. Еще и пилораму установил.

Проблему непродуктивно самозанятых помогают решить СПК. Их в сельском округе уже шесть. Люди дома новые, добротные возводят. Но вначале — хозпостройки современного типа. Чаще всего они рассчитаны на 40-50 голов КРС. Отсюда можно судить о дальнейших планах хозяев.

Семья 42-летнего Байгабыла Куанбека новоселье справила в этом году. В доме все «с иголочки»: мебель, душевая кабина, автоматическая стиральная машинка… Из Монголии глава семьи приехал пятнадцатилетним: «Предки здесь жили, сейчас отец, братья здесь. На этой земле и мои внуки, правнуки жить будут. Спасибо Президенту, что смогли на Родину вернуться».

Нина МИТЧИНОВА.

Ерейментауский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также