Подушевое финансирование школ. Как это будет?

Партийный куратор
Через полтора года — с первого сентября 2020-го — все городские школы в нашей стране перейдут на новую систему финансирования. Оно станет подушевым, то есть, деньги школам будут выделяться в зависимости от количества учеников: определенная сумма на каждого ребенка. По замыслу Министерства образования, это поможет поставить все школы в одинаковые условия, создаст между ними здоровую конкуренцию, а кроме того, даст возможность стимулировать учителей и планировать расходы. Оценить эффективность новой системы, а также обсудить другие важные вопросы, в том числе модернизацию школьных столовых — такую цель поставили перед собой члены комиссии регионального партийного куратора по направлению «Образование» партии «Hұp Отан» на очередном заседании под председательством депутата областного маслихата Асена Жаксылыкова в Многопрофильной гимназии № 5 «Таңдау» г. Кокшетау.

Изменения — к лучшему?

Открывая совещание, заместитель руководителя облуправления образования Светлана Ермолаева рассказала о системе подушевого финансирования и об опыте акмолинских учебных заведений, уже работающих по ней в плотном режиме. Вопросы, поставленные первым заместителем председателя областного филиала партии «Нұр Отан» Галымом Бекмагамбетовым после выступления, были вполне конкретны. Каковы конкретные плюсы и минусы подушевого финансирования? Есть ли четкий план по переходу на новую систему? Вырастет ли бюджет школ после реализации реформы? Задавались этими вопросами, скорее всего, и представители руководства школ города, приглашенные на заседание.

Как рассказала Светлана Ермолаева, новая система финансирования внедряется только в городских школах, где у детей и родителей есть возможность выбирать учебное заведение. Было отмечено, что конкретных инструментов массового внедрения системы пока нет, они только разрабатываются. Однако на примере пилотных школ (их в области семь: пять в Кокшетау и две в Щучинске) становится ясно, что общее количество финансов, выделяемых школе, увеличится. К примеру, бюджет одной из таких пилотных школ — кокшетауской МГ №5 «Тандау», которая работает по системе подушевого финансирования с 2014 года, — как рассказала его директор Дина Башарова, в 2012-2013 годах составлял 180 млн тенге, а сейчас- 330 млн: вырос почти вдвое. Неудивительно, что после перехода на новую систему у школы появилась возможность поощрять учителей премиями, чаще отправлять детей на конкурсы (дважды школьники были за границей, в Испании и Беларуси), улучшать материальную базу.

Кроме того, по словам спикера, в пилотных школах улучшилась успеваемость учащихся и показатели результатов ЕНТ, увеличилось количество кружков и секций.

Проблемы есть

Впрочем, как выяснилось в процессе обсуждения, у системы подушевого финансирования есть свои «подводные камни». И в городах нашей области они станут весьма ощутимыми. Дело в том, что по нормам, если количество детей в школе превышает ее проектную мощность, то сумма, выделяемая государством на одного ученика, значительно снижается. То есть, если в классе находятся не 25 детей, а 30, то и денег на каждого ученика школа получит меньше. Конечно, эта норма прописана для того, чтобы школы, привлекая учеников в процессе конкуренции, в погоне за деньгами не нарушали требования санитарных норм. Однако на деле в нашем областном центре, где многие школы переполнены, а есть и вовсе трехсменные, это приведет к снижению финансирования учебных заведений. К примеру, в гимназии №5, рассчитанной на 680 детей, занимаются более 900. Похожая ситуация и в других школах областного центра и Бурабайского района. Получается, что школы «недополучат» значительные средства не по своей вине. Как отметил на совещании Галым Бекмагамбетов, эту проблему необходимо решить до перехода к новой системе.

Обсудили члены комиссии и другие проблемные вопросы. Выяснилось, что капитальный ремонт школ — и это несомненный плюс — будет финансироваться отдельно, вне рамок подушевой программы. Распределением средств на нужды школы, поощрение учителей и учеников в этой системе будет заниматься попечительский совет, а не директор. Впрочем, как было отмечено, руководителей организаций образования все равно не помешало бы обучить дополнительно для эффективного расходования государственных средств.

Должно быть вкусно и выгодно

Еще один непростой вопрос, значившийся в повестке заседания, касался школьных столовых. Многие соцсети и мессенджеры облетели скандальные видеосюжеты, показывающие грязные подсобные помещения, невкусную и несвежую еду, сотрудников столовых, у которых нет санкнижек. Сегодня в рамках проекта по модернизации школьных столовых они переданы в доверительное управление частным компаниям, обязанным провести обновление оборудования и ремонт. Как отметил на совещании руководитель отдела образования г. Кокшетау Бейбит Жусупов, частные партнеры модернизацию проводят, уже вложили солидные средства в закупку нового оборудования, текущий ремонт помещений.

Однако сами предприниматели, присутствовавшие на заседании, как оказалось, сотрудничеством не очень довольны. Есть, претензии у частников и к проведению конкурса, и к срокам, за которые они должны осуществить модернизацию объектов, — зачастую, по их мнению, нереальным, особенно если учесть непрерывность учебного процесса. Но главный упрек, высказанный ими в адрес госорганов — слишком маленькая сумма, заложенная в бюджете на питание школьников из социально незащищенных слоев населения: сегодня на горячий обед для одного ребенка выделяется всего 172 тенге. По словам частников, эта сумма не меняется уже четыре года, и сегодня накормить школьника за такие деньги практически нереально, ведь цены на продукты за последние годы заметно повысились.

В свою очередь, представители городского отдела образования посетовали, что передача объектов в рамках ГЧП проводится без их участия вышестоящими организациями, а работать с частниками приходится потом им. Говорили и о том, что на момент подписания договоров все предприниматели были готовы трудиться на оговоренных условиях, а теперь высказывают претензии. В общем, тот факт, что «в товарищах», призванных сотрудничать, «согласья нет», был налицо. Тем не менее, договариваться нужно.

Как отметил первый заместитель председателя АОФ партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов, когда речь идет о питании и здоровье детей, для достижения хорошего результата необходимо приложить максимум усилий. Он предложил пересмотреть сумму в 172 тенге и заложить в бюджет те деньги, на которые можно приготовить вкусный и питательный обед для ребенка. В то же время, было отмечено, что необходимо проводить ревизию работы частных компаний в школах и расторгать договоры с теми, кто не выполняет договорные обязательства.

Назвав низким уровень работы Межведомственной экспертной группы по контролю качества школьного питания при кокшетауском горотделе образования, посещавшей школьные столовые, Галым Бекмагамбетов предложил привлечь специалистов в данном вопросе, а кроме того — создать специальный координационный совет, на котором все заинтересованные стороны могли бы обсуждать и решать возникающие проблемы.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также