Каждый человек — кузнец своего счастья

В своем недавнем Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил объявить следующий год Годом молодежи. Но помня о тех, кому в обозримом будущем предстоит строить нашу страну, превращать ее в современное и конкурентоспособное государство, Президент не забывает тех, кто уже отдал Родине свою энергию, знания и умения.

—   Пенсионные накопления граждан должны быть… надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца, — сказал Нурсултан Абишевич чуть ранее в своем Обращении по вопросам пенсионной реформы. Вопрос достойного пенсионного обеспечения всегда важен и интересен, так как он напрямую затрагивает огромное количество граждан нашей страны. Именно поэтому мы предлагаем вашему вниманию интервью с директором Акмолинского филиала ЕНПФ Аяш Кеншинбаевой.

—  Этот год юбилейный для накопительной пенсионной системы. Расскажите, как работает сейчас казахстанская пенсионная система?

— Да, действительно, в этом году накопительной пенсионной системе Казахстана исполнилось 20 лет! Сегодня главным принципом системы пенсионного обеспечения является разделение ответственности за будущую пенсию между государством, работодателем и работником. Если государство обеспечивает базовый и солидарный компонент пенсии, то накопительный компонент — это ответственность, прежде всего, самого человека: сколько заработал, накопил — столько и будешь получать. С 1 января 1998 года казахстанцы отчисляют 10% доходов в виде обязательных пенсионных взносов на индивидуальные пенсионные счета (ИПС), а также имеют право производить и добровольные пенсионные взносы. Все мы помним, что с 1998 по 2002 годы происходило формирование накопительной пенсионной системы и инфраструктуры пенсионного рынка, начинали появляться частные накопительные пенсионные фонды. В этот же период ГНПФ выступал как «фонд по умолчанию» — обязательные пенсионные взносы перечислялись работодателем в ГНПФ автоматически, если работник не определился с выбором и не заключил договор с другим пенсионным фондом. Частные фонды вели борьбу за вкладчиков и самостоятельно выстраивали свою инвестиционную деятельность, причем делали это не всегда эффективно. Создание в 2013 году ЕНПФ позволило сократить операционные расходы, связанные с учетом и хранением пенсионных активов, и административные расходы. Прекратилась «злокачественная» миграция вкладчиков из одного фонда в другой, что способствовало снижению общей эффективности системы и доверия к ней. Кроме того, благодаря единой базе вкладчиков (получателей) появилась возможность сократить количество ошибочных технических счетов, проводить долгосрочные расчеты и на основе их делать прогнозы развития пенсионной системы.

У ЕНПФ также круглая дата в этом году, пусть и небольшая, но все же позволяющая подвести некоторые итоги. Какие главные, на ваш взгляд, шаги были сделаны фондом, какие ставились перед ним задачи, что уже сделано и какие планы на будущее?

—  Пенсионная система постоянно модернизируется, чтобы соответствовать вызовам времени. В ЕНПФ ведутся актуарные исследования и прогнозы дальнейшего развития накопительной пенсионной системы при различных сценариях на долгосрочную перспективу. Вместе с тем, ведется постоянная работа над созданием максимального доступа к услугам фонда, в том числе через интернет. Уже сегодня практически вся линейка пенсионных услуг доступна в цифровом формате, и это в корне меняет стиль взаимоотношений с нашими вкладчиками, подход к обслуживанию становится все более персональным, более оперативным. Для придания деятельности по повышению качества системности и внедрения лучших международных практик в марте 2018 года в АО «ЕНПФ» международными аудиторами компании «TUV Thuringen» проведен сертификационный аудит Системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015. Основные процессы в фонде выстроены, но они будут и дальше развиваться, совершенствоваться.

Цифровизация — одна из задач, которая стоит перед всеми без исключения сферами нашей жизни. Что предпринимает фонд для решения этой задачи? Какие есть достижения в этом направлении?

—  Линейка электронных услуг в Фонде расширяется с каждым днем. Конечно, живое общение и профессиональные комментарии специалистов сложно чем-то заменить, но, как я сказала ранее, практически все услуги фонда доступны в цифровом формате. Развивается система самообслуживания посредством электронных сервисов, таких как мобильное приложение «ЕНПФ», интернет-сайт www.enpf.kz, telegram-бот, терминалы самообслуживания, информационные киоски, социальные сети. В скором времени планируется запуск VTM-терминала — системы интерактивного общения вкладчика с персоналом фонда.

—  Расскажите, пожалуйста, о работе филиала ЕНПФ и об участии населения региона в формировании пенсионных накоплений?

— С целью полного вовлечения казахстанцев в накопительную систему нашим филиалом активно проводится информационно — разъяснительная работа с населением. Главное, что начинают понимать граждане после этих встреч, — своевременность и полнота уплаты обязательных пенсионных взносов не только увеличивают сумму индивидуальных пенсионных накоплений, но и обеспечивают больший размер государственной базовой пенсии. Регулярность и полнота пенсионных отчислений сегодня -это успешное достижение достойного уровня пенсии завтра. Говоря образно, сегодня каждый гражданин — кузнец собственного счастья. Еще одним эффективным форматом общения с вкладчиками и получателями стали Дни открытых дверей, проводимые в филиале ежеквартально. Кроме того, в этом году нами проводится целевая информационно — разъяснительная работа с неактивными вкладчиками, теми, на чьи счета не поступали взносы в течение последних двух-трех лет. После установления контакта и консультирования вкладчиков, многие люди начали перечислять обязательные пенсионные взносы на свой индивидуальный счет.

Совсем скоро наступит Новый год. Ваши пожелания нашим читателям. Какие можете дать им советы и рекомендации относительно формирования пенсионных накоплений? Куда нужно обращаться за консультациями, если что-то непонятно и вызывает вопросы?

— Дорогие вкладчики, хочу отметить, что только мы с вами делаем пенсионную систему сбалансированной, и важный ее компонент — накопительная пенсия. Она позволит нам, будущим пенсионерам, обеспечить свои потребности. Поэтому уже сегодня необходимо задумываться о регулярности и полноте взносов. В случае возникновения вопросов вы можете обратиться по адресу: г. Кокшетау, ул. Горького, 29 «б», БЦ «Капитал». Помимо уже ставших классическими, таких каналов коммуникаций, как «Facebook», «ВКонтакте», «Твиттер», «Одноклассники» и «Instagram», в этом году фонд внедрил чат-боты в мессенджерах «Telegram» и «Whatsapp». Все каналы коммуникаций позволяют получить необходимую информацию о пенсионной системе и деятельности ЕНПФ, а также в случае необходимости обратиться к специалистам фонда и получить разъяснения по конкретным индивидуальным вопросам. Недавно был запущен канал взаимодействия с вкладчиками в «Whatsapp» по номеру 8-777-000-1418, в котором также можно быстро получить информацию в автоматическом режиме, без необходимости звонка или посещения отделений фонда. Пользуясь представившейся возможностью, хочу поблагодарить вкладчиков за доверие и поздравить с наступающим праздником! Пусть 2019 год будет для вас удачным и плодотворным! Благополучия и счастья всем вам в Новом году!

Владимир ТРЕТЬЯКОВ.

Фото автора

Читайте также