Туристический кластер
«Летом густо, зимой пусто» — известный и актуальный для Северного Казахстана вопрос. Таким образом, в благодатном в природном отношении регионе развивается туризм. Впрочем, слово «развивается» не совсем в данном контексте уместно, вместо него объективнее употреблять «развивается однобоко» с упором на пляжный туризм. Даже в знаменитой Зеренде похожий сценарий, судя по всему, прижился надолго.
Взяться за перо меня заставило недавнее (26-27-28 октября) посещение этой курортной зоны. На территорию «Малинового мыса», в простонародье «Малинка», въезд и вход запрещены, путь преграждает шлагбаум с круглосуточным дежурством. Строгие охранные меры скорей всего остались от советских традиций. На «Малинке», бывало, отдыхали первые руководители республики.
До сих пор местные старожилы с гордостью показывают люксовую комнату, где останавливался первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.Кунаев. Излишеств никаких, по нынешним меркам скромный номер.
Кстати, в Бурабае есть охотничий домик Кунаева, точнее — был. Затерянный в сосновых перелесках, у подножья живописной сопки, рядом с которой проходила звериная тропа, в свое время построили неказистую избушку с такой же неказистой обстановкой внутри. Буржуйка, топчан, столик, закопченный дымом чайник, металлическая емкость для воды — вот и все убранство.
Я много раз бывал в этом домике, наслаждаясь тишиной и покоем девственной природы. И всегда при этом возникала мысль, почему бы не включить безусловно интересный объект для широкого посещения, предварительно подтянув сюда соответствующие туруслуги. Тропа бы явно не зарастала. Увы, домик, как позже выяснилось, снесли.
И все-таки Бурабай одиночеством не страдает, ежегодно его посещают от 400 до 500 тыс. гостей, посещают в основном в летний сезон. Зимой и здесь начинается спячка, за исключением лечебных здравниц. В Зеренде их вообще нет, поэтому зимний сезон называют мертвым сезоном, что вполне соответствует истине.
…Мы с друзьями арендовали на «Малинке» особняк, заплатив за сутки 27 тыс. тенге. Цены выросли вдвое, сервис на прежнем совковом уровне. Вода привозная, отопительные батареи едва теплятся, газовая плита не работает, по дому гуляют сквозняки. Зато прямо с порога начинается великолепная природа, заставляя забывать о бытовых неудобствах и бесконечно восхищаться красивейшим озером, соседними соп-ками, пахучим лесом, удачной рыбалкой…
Здорово, слов нет, но неожиданно нарисовалась главная интрига, за три дня кроме нас в элитную зону отдыха никто не заехал, хотя стояла прекрасная осенняя погода, сяркими лучами солнца. Такова незавидная судьба «Малинки», повторяющаяся из года в год. Летом сюда за большие деньги не попадешь, суперский пляж, зимой да и осенью туристы сами не едут, скучно до чертиков. Застолье, телевизор, холодильник, больше заняться нечем, в четырех стенах все, как дома.
«Малинка» для Зеренды — не исключение, почти все местные зоны отдыха чехлят свои курортные услуги до июня будущего года, движение начинается, когда в озере прогреется вода. Убери из Зеренды озеро, и на здешнем туризме можно ставить жирную точку, других услуг, кроме пляжных, для гостей не существует.
«Лагуна» — молодое турпредприятие. Хозяева постоянно жалуются, трудно содержать, не хватает денег. Проблемы решаются в одностороннем порядке, цены задираются, услуги стоят на месте. Летом яблоку негде упасть, перенаселение немыслимое, зимой в роли единственного туриста выступает сторож.
Элементарную подледную рыбалку хозяева организовать не могут, где бы действовал пункт проката инвентаря, наливали горячий чай. Просятся «наружу» конный, санный, лыжный спорт, слава Богу места хватает для всех видов. Нет желания и старания. То ли дело летом, все само в руки идет, вместе с бешенной прибылью. А где надо усилия приложить, в том числе и материальные, загвоздка.
Живем, господа хорошие, старыми мерками, уповая в основном на природные услуги. Правда, в той же Зеренде есть приятное исключение — зона отдыха Валерия Шарова. В прошлом мастеру спорта по лыжным гонкам — 75, чувствует себя лет на 15 моложе, стремится к тому, чтобы так же чувствовали себя его многочисленные гости.
Да-да, я не ошибся, именно многочисленные, и именно зимой, когда элитные зоны с надеждой выглядывают на дорогу в ожидании редких отдыхающих, а у Шарова в это же время народу хоть отбавляй. Большой энтузиаст зимнего отдыха, он ничего лишнего или сверхъестественного не придумал: простейшие массовые услуги (освещенная и всегда подготовленная лыжная трасса, на любой вкус для любого возраста, горки для катания на санях, прогулочные пешие маршруты) и очень доступные цены. Не поверите, возьмите с собой пару тысяч тенге и еще привезете домой сдачу.
Правда, за питание надо платить отдельно. Кстати, о питании. В той же «Малинке» это большая проблема, съестное следует брать с собой. Мы пытались приготовить обед сами, но на быструю руку ничего не получилось, газ закончился, микроволновки нет, пришлось разводить костер и варить пищу на нем. Отсутствие стационарного питания, безусловно, отпугивает туристов.
В «беспонтовой» зоне Шарова есть повар, есть помещение для общепита. Выбор блюд скромный, но от чая на травах, горячих пирожков и баурсаков трудно отказаться. Лыжной базой служит давно списанная районная поликлиника, которая размещалась в одноэтажном деревянном здании. Хозяин привел его в порядок, переделав лечебные кабинеты под комнаты отдыха. Здесь же буфет, столовая, офис Валерия Григорьевича, стены которого увешаны грамотами, дипломами, международной лыжной символикой.
Дело в том, что Шаров является президентом республиканского союза лыжников-ветеранов. Со своей командой, сборной Казахстана, он объехал более 20 стран, участвуя в различных лыжных турнирах для тех, кому за 50 и более. Любовь и преданность лыжному спорту культивирует в зоне отдыха. Гости едут отовсюду, начиная с Астаны и кончая Атбасаром.
У Шарова нет телевизора, интернета, однако абсолютное большинство его аудитории их отсутствия не замечает. Цивилизация, особенно техническая, делюсь собственным опытом, природу не украшает, наоборот, делает ее приближенной к городским условиям. Уезжая из города и оказываясь в городе — это уже не отдых, а его имитация.
В Бурабае в качестве гостя я был приглашен в номер стоимостью 150 тыс. тенге в сутки. Знакомый, выкупивший «царские» апартаменты на неделю, явно гордился окружающей роскошью. На мой вкус номер впечатления не произвел. Его заоблачную стоимость определяли спутниковый телефон и скоростной интернет. Лично я бы поменял их на настольный теннис, тренажерный зал, подледную рыбалку или лыжную прогулку. Увы, ничего похожего в суперэлитной зоне отдыха не наблюдалось.
Эти услуги почему-то часто остаются за бортом турбизнеса. В курортной Зеренде похожие проблемы также нашли прописку. Полезный в первую очередь для здоровья и настроения досуг культивируется от случая к случаю. Вопросами развития туризма занимаюсь много лет, с завистью смотрел в сторону центра отдыха «Сункар», когда сюда на летние каникулы приезжали школьники из всего Казахстана.
Детский отдых был организован шикарно. Походы, в том числе и с ночевой, игры, конкурсы, санитарные субботники, спортивные соревнования, другие увлекательные мероприятия насыщали день с утра до позднего вечера. Ребятам некогда было позвонить домой, на что обижались родители, но когда они приезжали на «свидание» и видели, чем занимаются их чада, прощали им занятость или забывчивость.
Каникулы заканчивались, дети уезжали, «Сункар» переходил в распоряжение взрослой публики, после чего сценарий отдыха кардинально менялся. Организованные услуги уходили также на каникулы, туристы пускались в самостоятельное плавание.
Предпринимались попытки как-то разнообразить зимний отдых, особенно в бытность директора ЦО Кайрата Султанова. Администрация закупила верховых лошадей, сани, экскурсионные снегоходы-такси, организовала подледную рыбалку.
Поменялось руководство, сменились хозяева, и все вернулось на круги своя, кроме цен на услуги, которые ограничивались крышей над головой.
Почему зимой не едут люди, задаются вопросом хозяева зон отдыха. На мой взгляд, вышеперечисленные факты и доводы на него ответили. В Бурабае разобрали охотничий домик Кунаева, на «Малинке» приходят в забвение его апартаменты, хотя оба объекта могли верой и правдой служить туризму, интерес к истории, достопримечательным местам растет день ото дня.
Слабое развитие местного туризма признает и аким Зерендинского района Мереке Мустафин. Туризм, по его словам, делегирует бюджету все-навсего 0,7% от общих доходов, когда должен поставлять до 16%. Такую задачу Глава государства обозначил несколько лет назад, исключив из нее Бурабай, где развитый туризм призван формировать львиную долю местной казны.
Для Зеренды 16% планка вполне достижимая, если подтянуть летних отдых до зимнего хотя бы наполовину. Предпосылки тому есть. Наконец-то капитально отремонтирована автотрасса Щучинск- Зеренда. Огромные деньги вложены с целью уменьшения рекреационной нагрузки на ЩБКЗ. Другими словами, часть туристов должна взять на свое обслуживание Зерендинская курортная зона. Весь вопрос, готова ли она к подобному шагу. Могу ответить твердо — на сегодняшний день нет.
Еще один любопытный штрих. Хозяева зон отдыха правдами и неправдами стараются уйти от полной выплаты налогов. Попробуй летом разобраться, сколько и где присутствует отдыхающих. Фискальные рейды, а их налоговики вынуждены проводить постоянно, выявляют недоборы в казну, следует административное наказание, но не следует исправление.
Летом из отдыхающих организаторы туризма выжимают все соки, чтобы сносно существовать в течение года, порой нарушая законодательство. Другого выхода для создания положительного финансового баланса у них нет.
Правофланговые отрасли туркомплекс «Aurora Garden», зона Шарова делают попытки привлечь гостей новыми услугами, совершенствуют прежние, остальные ударяются в спячку еще до первых морозов и разбудить их — сложная задача для местной власти.
— Чем занимается районный отдел по туризму? — задаю вопрос акиму Мереке Мустафину.
— В основном отчетной статистикой, — звучит ответ.
А ведь упрекнуть отраслевых чиновников по большому счету нельзя. Полномочия без денег конкретно для развития туризма — пустые потуги. 25 тыс. туристов, столько посещают Зеренду летом, курам на смех. Вместе с тем для пополнения их рядов мало что предпринимается, хотя судя по официальной отчетности Зерендинская курортная зона пребывает среди «продвинутых» на севере страны.
Вот реальная картина. Живет и здравствует, исключение «Aurora Garden», повсеместная экономия на услугах. 80% доходов хозяевам зон отдыха приносит природа: лес, сопки, озеро, грибы, ягоды, оздоровительный воздух. Это, так сказать, дармовой заработок. Человеческий фактор является здесь не созидательным, а наблюдательным звеном, хотя все должно быть наоборот. Замшелые традиции продолжают править балом в отрасли, нанося ей ощутимый урон.
…Выпал первый снег, подморозило. В хозяйстве Шарова появились первые гости, вдруг лыжня готова и можно обрадовать душу, тело зимней прогулкой в сосновом бору. «Беспонтовая» зона к приему туристов в полной готовности, между тем элитная Зеренда начинает считать убытки от простоя.
Александр КУЗЕННЫЙ.
Фото из видеоролика В. Шарова.