Бойтесь фейков, «советы» несущих

Аналитика
Английское слово Fake произносится как «фэйк» и переводится «поддельный, фальшивый». Понятие «фейковая новость» означает намеренное распространение ложной информации в социальных медиа и СМИ для того, чтобы ввести в заблуждение читателя.

Ну что там с переносом областного центра в Степногорск? — обратился ко мне сосед. — Скоро это произойдет? Дочь там живет, собралась квартиру продавать, в Кокшетау переезжать, работу хорошую подыскала. Теперь ждет, пока цены на степногорское жилье поднимутся. А здесь рабочее место долго ждать не будет.

Сосед до выхода на пенсию работал врачом, дочь — тоже специалист с высшим образованием. Но тем не менее «жертвами» фейка в числе многих стали и они. Причем, показанное мной сообщение пресс-службы акима области «Перенос административного центра Акмолинской области не планируется и не обсуждается» было воспринято ими с большим недоверием, чем информация из аккаунта «Stepnogorsk_today» в Instagram. Убедило лишь то, что рассылать ее стали осенью, а пост о том, что «Степногорск станет новым административным центром Акмолинской области», опубликован 1 апреля 2018 г. Пошутили. Имеют право. Последствия тиражируемой через полгода шутки — не смертельны. Подумаешь, люди планы начали изменять. И новые строить.

Но так ли все безобидно?

«Распространяемое в WhatsApp видео крупной аварии, произошедшей якобы на трассе в Акмолинской области, не имеет отношения к Казахстану». «…Таких происшествий в этом сезоне на дорогах страны зарегистрировано не было»… Подобные опровержения тиражируемой кем-то и зачем-то информации сотрудники различных ведомств вынуждены давать все чаще.

Ну и к кому из пользователей WhatsApp не приходили сообщения о «жевательных резинках с наркотиками, якобы раздаваемых в школах Алматы», о «секте в Акмолинской области, ворующей детей для жертвоприношений»…

Вспомните свое первое ощущение, когда такую информацию получаете? Растерянность, тревога, беспокойство… А если подобные «новости» поступают регулярно, то и тревожность наша становится непреходящей, усиливающейся… Не надо быть психиатром, чтобы на уровне здравого смысла осознавать, насколько это чревато. Для здоровья, настроения, взаимоотношений… Даже, если кажется, что прочитал и забыл, то это только кажется.

Кому это выгодно?

Заинтересовавшись темой фейков, ответ на этот сакраментальный вопрос, кажется, нашла, но, на первый взгляд, парадоксальный. НИКОМУ. Конечно, за небольшим исключением. Возможно, в какой-то период выгодно блогерам, приобретающим сомнительную, очень кратковременную (доказано, что фейк «живет» три дня, не более) популярность.

В случае ложной информации о скором крахе какого-либо банка «к гадалке не ходи», конкуренты работают. Примеры тому есть. И наказание за распространение заведомо ложной информации предусмотрено казахстанским законодательством: от штрафа до лишения свободы сроком до пяти лет.

Но как наказать бабушку, которой о случае похищения ребенка средь бела дня, да еще возле школы, рассказала племянница, а той — подруга, которая якобы своими глазами видела… Бабушка, бросившая клич в социальных сетях: «Ой, что делается! Не пускайте сегодня детей в школу», руководствовалась намерениями благими, искренне не понимает, за что должна уплатить штраф немалый. А вот именно за то, что дети в школу не пошли, родители с работы отпрашивались, чтобы детей защитить непонятно от кого и при этом повсеместно звучало: «Куда полиция смотрит? На что мы налоги платим?».

Негативные воздействия многих фейков еще и в том, что их влияние можно описать алгоритмом: «Капля камень точит…». Позитивной информации они, как правило, не несут. А негативная — «убили, украли, изнасиловали…», накапливаясь в сознании и подсознании, стабильности в нашем обществе, взаимному доверию отнюдь не способствует.

Такчто, бездумно делая репосты, тиражируя информацию недостоверную по древнему механизму «из уст в уста», мы тем самым чаще всего невольно этому процессу способствуем, забывая о том, куда «вымощена дорога благими намерениями». Как видим, за небольшим исключением, выгоды от фейков не извлекает никто, а вред они действительно приносят всеобщий.

Почему люди фейкам верят и что делать, чтобы…

Об этом мы беседуем с директором Центра повышения квалификации в области СМИ Media School Kazmedia Махаббат Есен.

По ее мнению, причины, в силу которых работники СМИ (согласно казахстанскому законодательству каждый блогер имеет право зарегистрировать в качестве СМИ свое сетевое издание) фейками грешат, просты и очевидны: низкие профессиональная компетенция и уровень грамотности, жажда популярности, непонимание, каковы последствия фейков. Все это имеет место. Кодекс этики журналиста РК существует. Но, увы, пункт, согласно которому работники СМИ должны нести информацию достоверную, соблюдается далеко не всеми и не всегда.

Без новых видов распространения информации, действительно, сегодня не обойтись. Блогеры вошли в нашу жизнь всерьез и надолго. Пока многие их них работают на популярность, отсюда — фейки.

А вот ответить на вопрос, почему люди, недостоверную информацию получающие, столь доверчивы, сложнее. Ответ на этот вопрос ищут не только в нашей стране. «Проблема фейковой информации и медиаграмотности волнует всех. Мир стал теснее. Информация распространяется мгновенно. Всегда найдутся люди, которые интерпретируют ее так, какэто им выгодно, — отмечает Махаббат Есен. — Со всей остротой встает вопрос медиаграмотности. И касается это не только журналистов».

Не будем рассуждать о том, что медиа-грамотность и просто грамотность, с коей у многих сегодня просто беда, — понятия взаимосвязанные. Но даже люди, получившие качественное образование, тем не менее часто на фейки «ведутся». Видимо, у многих наших соотечественников (и не только у пожилых) все-таки срабатывает стереотип: «В газете же писали…».

А то, что распространяемую «инфу» писали НЕ в газете (где информация все-таки проверяется) люди и не задумываются. Видимо, срабатывает «рефлекс печатных букв» — напечатано, значит достойно внимания. К тому же некоторые изготовители фейков стараются воспроизводить газетный стиль.

«В 2022 году по прогнозам аналитиков мы будем потреблять больше ложной информации, чем правдивой. Доля соцсетей в Казахстане не самая большая. В казахстанском сегменте Facebook чуть более миллиона пользователей. В «ВКонтакте» сидят около 3,5-4 миллиона казахстанцев. Другое дело, что это как раз активная часть общества, в том числе молодежь от 18 до 26 лет, которая не чувствует манипулятивность, некритически воспринимает новости, оценивает их исключительно по заголовку и сопровождающему твиту. И эти люди будут формировать информационное поле»,- говорил на одной из конференций вице-министр информации и коммуникаций РК Алан Ажибаев.

— Получил информацию, надо найти «Откуда ноги растут», поискать подтверждения, либо опровержения в достоверных официальных источниках, — советует Махаббат Есен. -Да и просто не обращать внимания на ту, которая особой важности для тебя не представляет. Поток информации огромен, если «фильтры» не включать, то в нем можно захлебнуться. Самообразованием заниматься нужно, книги читать. Только так можно решить проблему современного общества — некритическое восприятие любого нового тренда.

Но все возвращается на круги своя. Мировая тенденция такова, что сейчас наши «старые, добрые» библиотеки приобретают второе дыхание, а серьезная печатная газета за утренним кофе — свидетельство не только принадлежности к белым воротничкам, но и приверженности к проверенной информации.

Проверять заинтересовавшие вас новости Махаббат Есен рекомендует в трех-четырех источниках. Упрощают эту задачу созданные антифейк-сайты. Все это требует времени, навыков. Но иначе нельзя. Уж очень это чревато — поверить ложной информации, тем более ее тиражировать.

И надо помнить о том, что «незнание закона от ответственности не освобождает». Так что на размещаемые все чаще (потому что поводов для этого прибавляется) призывы правоохранительных органов — «к дисциплине в социальных сетя, не допускать тех действий, что запрещены законодательством, — распространять заведомо ложные сведения. Всегда нужно оперировать лишь данными из официальных источников. Никогда не распространяйте информацию, первоисточник которой вам неизвестен. Нужно быть предельно объективными и корректными в своих высказываниях. В противном случае данные действия влекут ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РК» — внимание обращать нужно.

«Железные занавесы» пали, жизнь наша стало комфортнее, интереснее, информация самая различная доступнее. Но всегда и во всем нужны чувство меры, избирательность, осторожность разумная. И еще из афоризмов: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Нина МИТЧИНОВА.

Коллаж Валентины Яшкиной.

Читайте также