Туған жер
С сельским хозяйством судьба Станислава Потатуева разлучала — вместо ненормированной, сулила несуетную, более устроенную жизнь. Но поле его по-прежнему тянуло своим магнетизмом, и бурт зерна свежего намолота часто снился. «Сон в руку»…
Знакомство наше состоялось в далекие восьмидесятые годы. Тогда Владимир Паньков — парторг бывшего совхоза «Братолюбовский» — на правах старшего коллеги (он тоже начинал свою биографию в райгазете «Целинное знамя») меня напутствовал: «Не придумывай героику в сельских буднях. Просто расскажи читателям про нашу молодежь, чем она дышит. Сам убедишься, что для газетной зарисовки тебе не нужно будет «слова из пальца высасывать». Посмотри, как молодежные коллективы у нас работают — их четыре в совхозе: есть в животноводстве, есть такой коллектив в кормопроизводстве. А еще есть первая тракторно-полеводческая. Она у нас комсомольско-молодежная, а не просто первая по порядковому номеру».
В том, что это был особенный коллектив, убедился после общения с его руководителем Станиславом Потатуевым, со всей многонациональной бригадой, живущей одной дружной семьей. Просто, без патетики. Ценили коллектив, гордились трудом, хорошей зарплатой, результатами соревнования с более возрастными бригадами. Молодежную создавал Владимир Козловский. Он и позвал к себе Потатуева. А когда сам переходил в совхозные инженеры — предложил его кандидатуру на бригадирство. Преемник продолжил традиции: подбирал молодое пополнение, стажировал, делился опытом. К тому времени новый бригадир Потатуев в буквальном смысле был именитым — за заслуги в совхозном производстве руководство района ему вручало ключи от именного трактора, до этого — участвовал в республиканском слете молодых механизаторов, награждался бронзовой медалью ВДНХ…
Новая наша встреча после долгого перерыва состоялась совсем недавно, на зернотоке ТОО «Жер-1». Как оказалось, ничего случайного в том не было. Шла уборка, и его трактор то приставал к буртам зерна, то шнырял меж ними по площадке, то на время пропадал внутри зерносклада, куда ссыпали семена под будущий урожай. Потатуев был занят тем же важным делом, для которого испокон веков затраченного времени не считали, отдавали сколько надо.
— Станислав Александрович! Ну как ты?
— Теперь — нормально! Видишь, при деле.
Значение «теперь» он объяснял неохотно, коротко: «Перестройку помнишь? Потом — распад Союза, разгосударствление. Эксперименты разные, неопределенность, кризис. Когда совхоз, как у нас говорили, «с молотка пошел» — я не мог пережить. Многие тогда уезжали. Я — тоже, только недалеко, не за границу. В Державинске разные профессии освоил. Доходные, вроде бы дела, спокойная работа, но все это было не то, ни к чему душа не лежала. Стал интересоваться, где механизаторы требуются. Директор Владимир Люлькович тогда мене сказал: «Профессионалы нужны. Подберем работу полегче, соответственно возрасту». (Тут Потатуев по-привычке погладил поседевший затылок, а я вспомнил его молодежные кудри по моде — до плеч). Зря он мне льготы обещал — я на любые обязанности был согласен, лишь бы к полю ближе. Генеральный директор фирмы (Г.Е.Люлькович) с неожиданным предложением обратился: «Механизатор заболел, а я комбайн «Джон Дир» не могу каждому доверить. Поработаешь временно на «иностранце»? Не переживай — в руках у тех, кто прошел школу «Кировцев» и «Нив», любая техника послушна».
С ответственным поручением Потатуев справился. Мало того — в бригадный коллектив, как в родной, влился, полем надышался всласть. «В ТОО «Жер-1» это мой четвертый сезон. Нынче я на МТЗ мало работал. По растущим объемам зерна приходилось пересаживаться на большой погрузчик» — не без гордости считает продолжение своего механизаторского стажа Станислав Александрович. Он «живет вахтовым методом»: в страду на служебном авто выезжает ранним утром за 25 км от Державинска, возвращается поздним вечером. С осени он будет с нетерпением ждать весны, когда отворят склады с первосортными и элитными семенами. А летом — мысленно торопить начало жатвы. Лишь бы в поле, или рядом с ним.
Я не удержался от расспросов о судьбе той братолюбовской бригады. «Кто где, — не без грусти отвечал Потатуев. -Даже в Германии живут. У всех достаток есть, но когда приезжают в гости, нам откровенно завидуют. Говорят, что на родной земле свободнее жизнь, просторнее».
Вообще у Потатуевых отношение к истории и родной земле, как в семейном бригадном подряде: супруга Валентина Николаевна по-прежнему работает школьным учителем истории, а Станислав Александрович эту самую историю (новейшую) «делал», и сейчас участвует в ней.
Григорий СПОДЕНЕЦ,
собкор «АП».
Жаркаинский район.
Фото автора.