В этом году лесное хозяйство ГНПП «Бурабай» празднует крупный юбилей. Прошло ровно 120 лет с момента его создания, которое датируется 1898 годом: с переезда низшей лесной школы из города Омска в урочище «Бурабай» и организации здесь казенного лесничества. Тогда же началось и лесоустройство территорий. Эти события легли в основу довольно бурного развития лесного хозяйства.
С 1900 по 1930 гг. проходит рубка деловой древесины для строительства жилья в связи с массовым освоением территорий Бурабая. 1918 и 1934 годы запомнились временем работы Боровского учебного и Золотоборского лесничеств. Год спустя, в 1935 году, был образован заповедник «Боровое». В этот период здесь проводилась огромная научно-практическая работа: описание флоры, фауны, типов лесорастительных условий, ведение летописи природы, разработка и проведение методов рубок, ухода, борьба с различными вредителями леса, почвенные исследования, схемы создания лесных культур и т.д.
50 — 80 годы прошлого столетия отмечены развитием промышленности и сельского хозяйства страны. Поднятие целинных и залежных земель, строительство, открытие производств, обустройство населенных пунктов диктовали огромную потребность в древесине, что отразилось на лесах Бурабая. Но в этот же период массово проводились работы по посадке лесных насаждений. Объемы лесокультурного производства тех лет на сегодняшний день остаются недосягаемыми.
После закрытия заповедника «Боровое» многие годы стоял вопрос о восстановлении статуса особо охраняемой природной территории. Постановлением Правительства РК от 12 августа 2000 года был образован Государственный национальный природный парк «Бурабай». В 2010 году его территория была расширена за счет присоединения земель Буландынского лесного хозяйства. В настоящее время общая площадь ГНПП составляет 129 332 га.
Основная идея создания национальных парков — сохранение уникальных уголков дикой природы при обеспечении для людей возможности доступа к ним. Поэтому ГНПП осуществляется контроль за соблюдением природоохранного законодательства РК, проводятся лесохозяйственные, лесокультур-ные, противопожарные, лесозащитные и биотехнические мероприятия. Научные сотрудники ведут летопись, изучают биоразнообразие, разрабатывают проекты по восстановлению нарушенных экосистем и т.д. Обеспечивать охрану водоемов, заниматься воспроизводством животного мира, предупреждать заболевания животных тоже входит в перечень функций нацпарков. Все эти работы с момента основания лесного хозяйства и по сей день проводят государственные инспекторы. С одним из них, ветераном отрасли, мы и знакомим вас.
Кабдрашит Махметов:
«Призванию был верен»
— Вы уже несколько лет на заслуженном отдыхе. Не скучаете по работе, по лесу?
— С лесом я не расставался никогда. Родился и вырос среди урумкайских лесов, в селе Корнекты. По наставлению отца, инвалида Великой Отечественной, учился в Боровском лесном техникуме. Затем по распределению начал работать в Карагандинской области, в Кентском лесничестве Каркаралинского природного парка. Лишь два года своей жизни я прожил без привычной для себя обстановки, без леса, во время армейской службы на западе Казахстана. Что же до работы… У каждого времени свое поколение, свои герои и свои лесничие. Я же честно заработал на пенсию, воспитал детей, вознагражден внуками и внучками.
— Не просто воспитали, а создали настоящую семейную династию.
— Можно сказать и так. Двое сыновей получили высшее специальное образование и тоже начали работать в лесном хозяйстве. Недавно сын Бауыржан возглавил отдел охраны, воспроизводства и рационального использования лесов и растительного мира. Это очень ответственная должность, с большим объемом работы, начиная со сбора семян, посадки саженцев, контроля за вырубкой и охраной территории ГНПП.
— До встречи с Вами мне довелось поговорить с Мереке Жунусовым, инженером охраны ГНПП. Узнав, что еду к Кабдрашиту Утельбаевичу, он мне сказал: «Все, что я знаю и умею сегодня, благодаря ему. Он — учитель, наставник, второй мой отец». Должно быть, немало таких молодых сотрудников, которые прошли через Ваши руки?
— Много кто сегодня работает в национальном парке «Бурабай» -воспитанники нашей старой гвардии. Василий Красноусов, Гурами Габелия, Жукей Курмангалиев -это лишь некоторые мастера, которые полжизни отдали лесному делу, изучили его досконально, своими знаниями и опытом делились с новыми сотрудниками. И все ради одного — вечности нашей природы. Как и в любой другой работе важно с ответственностью относиться к своим обязанностям. Когда-то в лесхозах не было таких, как сейчас, современных технических возможностей. В свое время мы ездили на лошадях, зимой — на санях, обходили территории пешком. Сегодня у каждого мастера есть автомобиль, а значит и работать он может оперативнее, с большими результатами. Раньше все средства связи — лишь один стационарный телефон на кордоне. Сейчас в распоряжении сотрудников целый арсенал оборудования.
Ощутимый технологический прогресс, который в определенной степени упростил и повысил эффективность работы сотрудников особо охраняемых природных зон в настоящее время, может еще раз засвидетельствовать тот, не побоимся этого слова, великий труд и неоценимый вклад, который ветераны лесного хозяйства внесли в дело сохранения природы Бурабая. При ограниченных ресурсах, на энтузиазме, порой без выходных и праздников.
Помню был день работника лесного хозяйства. В парадной форме все мы собрались на торжественное мероприятие. И тут раздается тревожный звонок: в лесу пожар. О каком празднике можно было думать, все мигом поспешили туда, где были нужнее.
— А с браконьерами приходилось лицом к лицу встречаться?
— И не раз. На одном из дежурств, патрулируя Котыркульское лесничество, заехали мы с лесничим Владимиром Канцевым на одну из просек. Видим в кустах: капюшон, ствол ружья — человек притих, выжидая добычу. Увидел нас, побежал. Догнать пешего, еще и в лесу — не так-то просто. Секунда, другая — его и след простыл. Но помешали ему, спугнули — это главное.
— Значит и риск не исключен в Вашей профессии?
— В лесу бояться нужно только человека. Однажды с коллегами взяли браконьера. Вышло так, что вышел он на меня. Стояли лицом к лицу, с нацеленными ружьями. Сдался он только, когда услышал голоса приближающихся лесников. Будь я один, кто знает, может быть и ранение получил. Вот и пожары все, что происходят в лесу, только по причине антропогенного характера. За все годы своей работы я лишь однажды видел, чтобы возгорание началось от сухих гроз. Во всех остальных случаях — вина человека.
Долг лесника — не допустить этого, быть в какой-то мере и специалистом по пожарной безопасности. Не смог бы Кабдрашит Утельбаевич однажды уберечь лес вдоль озера Котырколь, не зная особенностей горения торфа, который местами залегает в здешних прибрежных зонах. «Этот очаг обнаружили уже под Новый год. Но торфу зима не мешает, его ничем не потушить, он тлеет медленно и очень долго. Выход был один: локализовать очаг, прорыв траншею метровой глубины. Мы несколько месяцев наблюдали за этим торфяным пожаром. Выгорел он только к маю следующего года», — скромно, не придавая значимости своей истории, рассказывает Кабдрашит Утельбаевич.
Котыркульское, Мирное, Приозерное, Боровское — лесничества, в которых на протяжении своей трудовой деятельности работал ветеран отрасли, пройдя все ее иерархические ступени. И это итог не карьерных устремлений, нет! Это верность заветам отца. Это долг перед родной землей. «Я служил своему народу», — обмолвился без патетики и пафоса, словно невзначай, Кабдрашит Махметов. Во многом оставаться преданным лесу ему помогла понимающая и всегда поддерживающая семья. Видеть супруга лишь урывками за все семь дней в неделю для Жумажан Махметовой было делом привычным.
— И все же, что же так держало Вас на этой работе?
— Лес. Каждый новый день в нем — новая жизнь: открытия и удивления. Вчера прошел мимо чего-то, завтра лес тебя сам остановит, заставит увидеть. Лес — это живой, думающий организм, который может жить сам, но может и позволить ему помочь. Только халатности он не потерпит, ошибок не простит. Поэтому работать с ним, быть в гармоничных и доверительных отношениях, дело непростое, которое совершать надо с искренними помыслами и чистой душой.
Алёна ЕРИНА.
Бурабайский район.
Фото из архива семьи Махметовых.