Ищем решение. Конструктивное

Круглый стол «АП»
Проведение круглых столов стало традиционным для нашей газеты. Их тематику определяем, исходя из критериев: актуальность, наличие проблемы, пути решения которой нужно искать всем вместе, интерес наших читателей.

«Что мы хотим обсудить на Гражданском форуме?» — так мы определили тему очередного круглого стола, организованного совместно с ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Акмолинской области». Обсудить сейчас, чтобы на предстоящем в октябре областном Гражданском форуме вернуться к этому вопросу уже на ином уровне: с рекомендациями, предложениями, конкретными решениями…

На VII Гражданском форуме Казахстана в приветственном письме Президента РК Нурсултана Назарбаева подчеркивалось, что «…повышение роли гражданского общества — одна из целей Плана нации «100 конкретных шагов». Гражданское общество — категория не абстрактная. По большому счету, оно состоит из всех жителей Казахстана, помогающих согражданам, попавшим в трудную ситуацию, требующих соблюдения законности, контролирующих эффективность реализации государственных программ…

Особую роль в формировании и развитии гражданского общества играют неправительственные объединения, политические партии. Активисты многих из них стали участниками состоявшегося разговора. Люди они, без сомнения, не просто узнаваемые, их с полным на то правом можно назвать знаковыми. Поэтому мы сочли возможным привести их высказывания без каких-либо купюр. Выводы пусть делает читатель.

В какой степени акмолинцы владеют информацией о работе неправительственного сектора? Что нужно сделать для того, чтобы повысить уровень информированности? Эти вопросы для обсуждения мы предложили не только потому, что «Акмолинская правда» имеет к ним отношение самое непосредственное, но и потому, что между знанием и гражданским участием, контролем — связь самая прямая.

Бейсенбай Мажитов, первый секретарь Акмолинского обкома КНПК:

—   Уровень информированности населения очень низкий. Простые люди о НПО не знают. В Зеренде, Сандыктау лес варварски уничтожают, неравнодушные граждане, у которых душа болит, идут к нам: «Надо что-то делать», пишут на блог акима области, сайт Президента. В то же время, у нас есть «зеленые» НПО, получающие госоцзаказ для повышения экологической культуры, решения экологических проблем. Почему не идут к ним? Значит, не знают о них, или не доверяют.

Ерлаз Жайыкбаев, Президент ОО «Белый блогер», почетный наставник МОО «Клуб молодых государственных служащих «ЖІГЕР»:

—  Необходимо больше работать в социальных сетях, там продвигать цели своих объединений, направления работы. В этом отношении надо брать пример с бизнеса. Там на продвижение своего бренда, товара денег не жалеют. В социальных сетях искать людей, которым мы нужны. Через контекстную рекламу можем выйти на людей, заинтересованных в нашей деятельности.

Берик Ракушев, руководитель ОФ «Социально-психологический и исследовательский центр «Шаңырақ»:

— Каждое НПО должно самостоятельно обеспечить свое информационное поле, искать, где рекламироваться. Людей надо заинтересовывать своими мероприятиями, темами… Если не получилось — это уже проблема НПО. Если твоя организация имеет вес, свой голос, его услышат.

Абильжан Хусаинов, председатель Акмолинской областной НДПП «Ауыл», руководитель ОО «Экологический центр «Эко-Кокше», член областного общественного совета:

— Сейчас руководителей НПО часто включают в различные мониторинговые группы, советы… Если человек работает в них активно, это будет способствовать авторитету и узнаваемости его организации. Если формально, то, конечно же, нет. Но это уже зависит от самого человека, от его гражданской позиции.

Сотрудничать со СМИ, в социальных сетях активно работать можно и нужно. Но мы же понимаем, что там можно разместить любую информацию, от действительности далекую. Сколько мы знаем примеров, что для привлечения внимания к себе, к своему фонду публикуют информацию скандального характера. Сколько критики бывает недостоверной, однобокой, голословной… При взаимодействии со СМИ, особенно с интернет-изданиями, нельзя гнаться за дешевой популярностью. Порядочными нужно быть, конструктивными.

Олжас Сыздыков, руководитель ОФ «Прометей»:

— Когда мы придем к тому, что НПО — это действительно самоорганизующиеся граждане, у которых своя целевая группа, и они будут заниматься ею серьезно, искренне, тогда и вопросов таких не будет. Если объединения действительно нужны, востребованы людьми, то будут узнаваемы, о них будут писать и говорить другие. Между качеством работы и уровнем информированности связь прямая и тесная.

Вообще, честно говоря, это «не мой вопрос». Вы знаете, что мы организовали ИА «КокшетауАзия». Там мы говорим не о своих успехах и достижениях, а о проблемных вопросах своей целевой группы.

Привлечение общественного внимания к ним — это тоже часть нашей работы. Готовы сотрудничать со всеми НПО, если есть необходимость, публикуйте свои материалы у нас.

По поводу экологических проблем, о которых говорил Бейсенбай Даирович… Заниматься их решением, по большому счету, должны специалисты. И делать это на строго научной основе. Есть службы экологического надзора, есть природоохранная прокуратура… Но вот будировать общественное мнение, поднимать проблему, не дать ее «замолчать» НПО должны и могут. Тогда и реклама особая не нужна. Люди будут говорить «…организация проблему подняла, потребовала, добилась…». И это верно не только в отношении экологических проблем.

Вообще, в зарубежных странах НПО публикуют свои отчеты на каком-то определенном сайте. На него заходят потенциальные доноры, знакомятся, исходя из своих критериев и целей, выбирают тех, кто вызывает доверие, спонсируют, сотрудничают с ними.

Елена Дмитриенко, президент Республиканского Союза детских общественных организаций «Жулдыз»:

— Очень рада возможности участвовать в обсуждении столь серьезных и актуальных вопросов, потому что «детские» НПО приглашают для этого не так часто. Что касается информационного освещения, мы никогда отказа не встречали. Возможно потому, что придерживаемся принципа «нельзя освещать одни гадости». Посмотрите, что часто публикуют информационные агентства: дети либо изнасилованы, либо сами что-то натворили, избили… Бывает, как везде и всюду. Но основная масса детей — не преступники, они хотят быть услышанными. Мы эту возможность создаем. У нас сеть своих СМИ. Нет целевого финансирования, а спрос есть. Родители, педагоги, сами дети хотят знать, чем живет сегодня детское общество. О нас знают в общественном совете при МВД РК, МОН РК… Если бы мы только жаловались, ссылались на трудности, были пассивными, никогда бы не были востребованы.

Благодаря информационному полю-сайты, чаты — о нас знают не только в Казахстане, пригласили на Кубу, к нам приехали из Южной Кореи, Новой Зеландии… А вообще, уровень информированности зависит от информационной культуры. Над этим надо работать.

Александр Мартыненко, член областного общественного совета:

— Обращает на себя внимание, что власть на информацию в социальных сетях реагирует куда быстрее, чем на печатные СМИ. В советское время на критику в газете реагировали оперативно, давали ответы. Возможно, нашим нынешним газетам надо быть поактивнее в этом плане, больше критических материалов публиковать, в том числе и об НПО, если они этого заслуживают. И обязательно требовать ответа, продолжать тему, не останавливаться на одной публикации. Системно работать по актуальным проблемам.

Муратбек Такамбаев, член областного общественного совета:

— СМИ должны быть ответственнее и принципиальнее. Не так давно одну нашу государственную служащую оболгали, обвинили в избиении своей сотрудницы. Через два часа об этом «трубили» чуть ли не все интернет-издания. Верховный суд РК ее полностью оправдал, снял все обвинения. Хоть кто-то написал об этом? Кто-то извинился: «Были не правы, поторопились…». Так и в случае с НПО. Публиковать надо только проверенную информацию, за сенсациями не гнаться.

Елена Татаринцева, руководитель ОО «Образовательно-информационный центр «Wunderkind»:

—  Один из многих каналов привлечения к нам внимания — Facebook. Но даже при этом: когда к нам обращаются люди, мы просим заполнить анкету. На вопрос о том, из каких источников о нас узнали, в подавляющем большинства случаев ссылаются на «сарафанное радио»: рекомендовали. Так что, действительно, качественная и добросовестная работа — самая лучшая реклама.

Оксана Волкова-Михальская, руководитель ОФ «Женский луч»:

— Нас поддерживают и степногорские, и областные, и региональные СМИ. Материал стараемся подавать о работе, о том, как человек выбрался из трудной жизненной ситуации. Но даже при этом. Люди то ли не читают, то ли СМИ не очень доверяют. Часто им проще сразу напрямую пойти к акиму.

А из акимата уже направляют к нам: «Там помогут». Без ложной скромности, если бы не наша работа, репутация, то, наверное, нас бы не рекомендовали. Так что тесное взаимодействие с государственными органами — тоже один из способов быть узнанным.

Вот такой серьезный и обстоятельный разговор состоялся при обсуждении первого вопроса. Точка зрения «АП» по этому поводу такова. К сотрудничеству с НПО готовы, но ждем материалов, написанных не по алгоритму: «провели-выступили-наградили», а интересующих и волнующих наших читателей. То есть о том, как проблемы решаются, о людях, о том, как детей от беды уберечь, как семьи сохранить… Помочь всегда готовы. Но хотелось бы, чтобы руководители НПО чаще вспоминали о том, что получая гос-соцзаказ, они брали на себя обязательство «обеспечить информационное освещение своей работы».

Что мы еще хотим
обсудить
на гражданском форуме

Олжас Сыздыков: — Гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления. Государственно образуемые НПО при департаментах, управлениях заменить его собой не могут. Местным исполнительным органам поставили задачу — сотрудничать с НПО, они ищут профильные. Если не находят, инициируют создание сами. Возможно, на этой стадии это нужно.

Но вообще, я противник госсоцзаказа. Опять же, возможно он необходим для НПО, занимающихся вопросами идеологии, пропаганды. Все остальные должны зарабатывать деньги сами. При минимальной помощи государства. Вопрос социального предпринимательства с каждым днем становится все актуальнее. А без него многие социальные проблемы не решить. Какой проект можно отнести к социальному предпринимательству? Чем отличается от просто коммерческого? Как помочь людям, социальные проекты реализующим? Считаю, что все эти вопросы надо обсудить на гражданском форуме.

И опять же из опыта зарубежных стран. Создается определенный фонд, в котором накапливаются финансовые средства. В том числе от государства, от каких-то иных доноров. При нем независимая комиссия, которая будет выделять гранты, исходя из ясных и четких критериев. Понимаю, что это предложение должно обсуждаться на республиканском уровне. Но почему бы не начать у нас?

Ирина Терентьева, председатель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Акмолинской области»:

— Нужно расширить даже не число, а состав гражданского форума. Мы никогда не видели на них молодежных организаций, политических партий. Но ведь гражданское общество — это все мы. Мы не просто живем рядом друг с другом, нас проблемы общие волнуют. Их и обсуждать, и решать надо вместе.

Елена Дмитриенко: — Больше внимания детям. Причем, они не пассивные объекты воспитательного воздействия. Участие детей в жизни общества -ведущее право ребенка. Самое главное право. Если дети не будут учиться решать государственные проблемы, ничего у нас не получится. Дети хотят, они могут, надо помочь, создавать условия.

Абильжан Хусинов: — Экологические проблемы не убывают. Я не раз поднимал вопрос о том, почему Комитет экологического регулирования и контроля находится при министерстве энергетики. Ослабление экологического контроля связано именно с этим. Так не должно быть. Нельзя одной рукой загрязнять, другой — охранять и контролировать. Больше пяти лет добиваемся того, чтобы отраслевые управления финансировали социально значимые проекты, в том числе и экологические. Возможно, тогда бы на уровне республики нас услышали быстрее.

Бейсенбай Мажитов: — Нужно поднимать гражданскую активность. Люди пожилые люди редко сидят в социальных сетях. Чаще с людьми надо встречаться. НПО и партии должны объединиться в решении социальных проблем. Самое главное -нужна реальная работа. При обкоме КНПК мы создали НПО, чтобы заботиться об одиноких женщинах. Несколько раз пытались получить госсоцза-каз. Не получается. Что можем -делаем. Но хотелось бы вместе.

Ерлаз Жайыкбаев: — Знаю, видел, что в США НПО работают вместе, помогают друг другу. Волон-терство — вообще норма жизни. У нас НПО работают чаще всего в одиночку. На стадии получения госсоцзаказа даже конкуренция определенная есть. Думается, что на форуме как раз и надо обсудить формы возможного и нужного взаимодействия.

Оксана Волкова-Михальская: — По этому поводу я бы сказала, что раньше было нежелание работать вместе. Теперь желание появилось. Проблема — мы пока совместно работать не умеем. Нужно обсудить какие-то крупные сетевые проекты, реа-лизовывать которые будут несколько организаций похожего профиля.

Ирина Терентьева: — НПО нуждается в обучении. Нужна не только активность, но и правовая грамотность. В социальной рекламе надо хорошо разбираться. Обратную связь осуществлять грамотно.

Нужны четкие индикаторы оценки эффективности деятельности НПО. Какова степень удовлетворенности целевой группы? Насколько в результате работы НПО улучшилось их положение? Нужен постоянный мониторинг актуальности лотов. Какие из них актуальность утрачивают, потому что проблема уже близка к решению? Может, надо переключиться на другую социальную группу.

Если раньше, говоря о гражданском обществе, мы делали акцент на лидерах, то сейчас говорим обо всех активных гражданах, который высказывают свою точку зрения в социальных сетях, инициативных группы, которые объединяются для того, чтобы выразить свою точку зрения, решить какую-то конкретную проблему. Для таких самоорганизующихся групп далеко не всегда нужна юридическая регистрация. Наша задача — помочь организоваться, объединиться…

Мы стоим на пороге больших изменений. Видим, как быстро изменяются отношения между НПО и бизнесом. Бизнес становится действительно социально ответственным, сам может оказывать социальные услуги. Для того, чтобы неправительственный сектор был устойчивым, он должен иметь возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Не ждать госсоцзаказа или грантов. Чтобы работать на постоянной основе, надо чтобы НПО получало определенные навыки оказания услуг на коммерческой основе. Это один из вопросов, который, видимо, будет вынесен и на областной, и на республиканский уровень.

В результате состоявшегося разговора есть ощущение процесса. Будем работать дальше.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также