Запрещена ли в данном водоеме рыбалка? Можно ли купаться людям? Если разрешено, то как обстоит дело с проездом и стоянкой легкового транспорта в границах водоохранных зон? Можно ли на водоеме использовать лодку с бензомотором? Почему между нашей областью и соседней СКО существует различие в ставках платы за пользование водными ресурсами из одного источника — реки Ишим (в CKO незначительно, но выше)? Какое фактическое число зеленых насаждений должно приходиться на одного жителя области? Каким образом контролируется использование водных ресурсов из источников (сколько, в каком объеме)?
Это только малая часть вопросов, заданных членами областного Общественного совета, на которые пришлось отвечать докладчикам по первому вопросу «Об утверждении правил содержания и защиты зеленых насаждений в Акмолинской области». Помимо этого, повестка дня заседания включала в себя вопросы не менее актуальные и социально значимые: об установлении публичного сервитута, об утверждении государственно-образовательного заказа, о работе по борьбе с коррупцией и повышению качества оказания государственных услуг…
И так на каждом заседании. Прошедшее — исключением не является. Уже по характеру рассматриваемых вопросов (присутствуя в силу служебных обязанностей на многих заседаниях, могу утверждать, что и по накалу страстей при их обсуждении) можно судить о том, какого уровня профессионализма, эмоциональной отдачи, да и просто времени требует членство в общественном совете, призванных согласно Плану нации «повысить прозрачность принятия государственных решений». А ведь в его составе — люди очень занятые на своей основной работе. Но тем не менее, не жалеющие сил и времени для работы общественной.
Как повысить эффективность работы, не дать повода обвинить общественные советы в формализме и ангажированности? Об этом тоже шла речь не прошедшем заседании. В дискуссии острой, при этом (а может быть, как раз поэтому) плодотворной приняли участие члены Общественного совета г. Алматы: директор общественного фонда «Информационно-ресурсный центр» Алтынай Кобеева и руководитель учреждения «Общественный проект» Александр Братенков.
Опыт других регионов всегда интересен. Особенно такого «продвинутого» в плане гражданских инициатив как наша южная столица. Но. «Вряд ли у нас найдется такое количество НПО (во всяком случае, пока), чтобы они составляли такую же долю в составе совета, как у вас», — отмечал председатель областного Общественного совета Дулат Нурмулдин. А вот представительство гражданского общества — бизнеса, СМИ, различных политических партий — увеличить можно и, видимо, нужно. Другое дело, чтобы мотивацией для них не было, по лапидарному определению Дулата Нурмулдина, «меня обидели» и «мне надо продвинуться, а для этого заявить о себе».
— Да, такие риски существуют, — соглашалась с этими обоснованными опасениями Алтынай Кобеева. — И к нам часто приходят люди, желающие участвовать, но имеющие весьма приблизительное представление о том, что такое Общественный совет и чем он занимается. Вопрос легитимности каждого члена, его права говорить от имени какой-либо целевой аудитории — проблема общая. Но популисты отсеиваются через некоторое время.
В Алматы разработаны критерии оценки эффективности деятельности членов Общественного совета. Среди них: количество и качество выдвинутых рекомендаций, работа с обращениями граждан, участие в законотворчестве, взаимодействие со СМИ… После этого несколько человек из состава совета вышли, честно признались: «не хватает времени».
Обсуждался и вопрос частичного финансирования деятельности общественных советов. Алматинские гости считают целесообразным сделать освобожденной должность секретаря совета, оплачивать работу экспертов, компенсировать членам совета командировочные расходы. Конечно, средства для этого нужны. Грамотная, профессиональная экспертная оценка дорогого стоит в прямом и переносном смыслах. Вопрос в том, из какого источника финансирование возможно?
— Как только из бюджета получим хоть какие-то деньги, автоматически будем зависеть от государства. Что противоречит самой идее общественных советов, — говорил член областного ОС Булат Жупинов. Но существуют финансовые институты по развитию, модернизации системы госуправления. Деньги у них есть, они зарабатывают, нанимают экспертов. Общественный совет тоже в принципе можно отнести к экспертному сообществу. И тоже частично финансировать его деятельность. Это не прямая связь с государством.
Ответы на вопросы, сформулированные Александром Братенковым (Насколько советы способны объединить лидеров общественного мнения региона? Как они «мониторят» реальное положение дел? В какой степени способны вырабатывать предложения для решения проблем, выражать мнение населения по общественно значимым проблемам? Насколько выработанные рекомендации принимаются для исполнения? В какой степени население знает о советах? Как члены советов доносят до населения информацию о своей работе?), наверное, даст время. Самое ближайшее. Сейчас идет работа над внесением поправок в Закон РК «Об общественных советах». И предложения региональных советов, в том числе и нашего, изучаются самым внимательным образом.
Нина МИТЧИНОВА.