Уходил в армию, вернулся с войны

«Родина не там, где ты живешь, а там, где родился», — убежден Александр Куценко, воин-интернационалист, приехавший в Кокшетау в отпуск из ФРГ, где ныне проживает.

Саша воспитывался в интернациональной семье, где свято чтили воинский долг, и всерьез мечтал стать офицером. Юношеская героическая романтика подогревалась армейскими традициями, дед фронтовик сражался под Керчью. Из депортированных из Саратова немцев происходила мать, Эрна Александровна Витих, из Украины — отец, Петр Алексеевич. Когда пришла пора единственному сыну (в дружной семье подрастали кроме него две сестры — Галя и Лида) долг Родине отдавать, воспринял Саша повестку в армию как исполнение заветного желания.

Южная станция Отар — место учебки, а это означало в то армейское время одно — впереди не миновать службы в далеком Афганистане. На дворе — май 1982 года.

24 октября команда 107 /280А прибыла в ДРА. На «вертушках» доставили ночью в Кундуз. Поселили в палатке, перегруженной койками без матрацев, смущал острый запах пота, духота, непривычная теснота, сваленные в кучу в углу шинели… Отовсюду то и дело слышны выстрелы.

Александра определили в 154-ый отдельный отряд специального назначения Главного разведывательного управления. Отслужил Куценко достойно, хоть и числился рядовым, фактически исполнял обязанности старшины.

Помнится спустя годы лишь хорошее, потому что дорого. Хотя, что может быть на войне такого… Но ведь было, было… Дружба, взаимовыручка, чувство локтя — без этого нельзя в бою, в суровом солдатском быте, в редкие минуты затишья. После Афганистана сплотились еще больше ребята, которые уходили в армию, а вернулись с войны.

Случалось, только после возвращения из очередного рейса, Саша успевал заметить пробоины в машине. Это значит, механик-водитель вел машину сквозь прицельный вражеский огонь. Страх оставался всегда. Страх на войне — инстинкт. Домой вернуться живым и невредимым — вот мечта.

Уберечься крайне сложно: подорвалась в дороге на мине машина, отбросило взрывной волной, сидевший за рулем Александр все же нашел в себе неимоверные силы вывести тяжелый грузовик на дорогу. Махину зацепили прицепом. Вот тогда-то от усталости и нервного сверхнапряжения уснул в дороге Санек. Ранение, контузию, от медиков скрыл. Физическую острую боль терпел, превозмогал. Это молодость… На себя самого не обращаешь внимание. Кажется, пустяки, главное, ведь жив остался, и слава Богу. Особенно, когда на твоих глазах погибают товарищи…

Ночами после того ранения стало тяжелее: в кошмарах, что не отступали во сне, воевал, спасался и снова подрывался на мине, на ходу выпрыгивал из горящей машины. «Мне кажется, что я — магнит и притягиваю мины, но смерть проходит мимо…».

Горожане хорошо помнят начало 90-х годов, когда в Кокшетау ребята, вернувшиеся с войны, объединялись в союз воинов-интернационалистов, создавали музей Боевой славы, помогали, чем могли родителям погибших однополчан и тем, кто получил тяжелые увечья на той войне. Александр Куценко как раз из тех самых активных, деятельных участников. Даже избирался депутатом городского совета. Тогда их ветеранами назвать язык не поворачивался.

Сейчас, говорит ветеран, когда льется кровь, я в растерянности, даже живя в сытой, мирной Европе. Отец мой украинец, мать — немка. Мне дороги украинские песни, украинская степь, сейчас там воюют. Скажу вам правду: человеку очень тяжело в нечеловеческих условиях, а это когда война, и никто не хочет умирать… Жить после войны нам было трудно. А кого это волновало? На наших глазах разваливалась целая страна, наша родина, держава, пославшая нас воевать.

«В Германии мы, ветераны афганской войны, выходцы из бывших союзных республик, по давней традиции собираемся в день вывода ограниченного контингента советских войск из ДРА, 15 февраля. Причем как бы ни были заняты, на какой бы день недели ни приходился этот важный для воинов-интернационалистов «праздник со слезами на глазах». Забывается самое тяжелое. Но мы живем своей памятью, — с горечью говорит Александр. — Вспоминаем ребят, навсегда оставшихся молодыми.

Здесь, в Кокшетау, я встречался с активистами общественного объединения «Союз инвалидов и ветеранов войны в Афганистане». Много они делают для военно-патриотического воспитания молодежи на общественных началах. Ведь даже офиса у них нет. Не принят Закон РК «О ветеранах». Нет льгот. Нет ощутимой социальной поддержки в общенациональном масштабе. Но ребята держатся. Делают свое пусть маленькое, но нужное дело в меру своих сил. И достойны огромного уважения».

Записала Алия АХЕТОВА.

Читайте также