Изучаем государственный язык
«Знание казахского языка становится одним из важнейших условий личной конкурентоспособности», — эти слова Президента страны Нурсултана Назарбаева стали задачей дня. Овладевая государственным языком, применяя его на практике, мы обогащаем свой опыт, становимся более конкурентоспособными. Огромный интерес к изучению государственного языка сегодня говорит о том, что модернизация в нашем обществе уже началась, идет духовный подъем, духовное очищение.
Поэтапный переход алфавита казахского языка на латиницу означает прогрессивное его развитие, успешную интеграцию в мир современной информации. Это значительный шаг вперед, интересная, содержательная работа во имя нашего лучшего будущего. Глава государства отметил, что знание как минимум трех языков важно для грядущего наших детей и сейчас идет поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков».
В школе обучения языкам «Шаңырақ», открытой в 2010 году по инициативе областной ассамблеи народа Казахстана, дети изучают казахский, русский, татарский, немецкий, польский, армянский, чувашский и корейский языки. В новом Дворце общественного согласия кабинет казахского языка оборудован современными мультимедийными средствами обучения, здесь обучаются две группы учащихся. Государственный язык за эти годы преподавали педагоги высшей категории — Куралай Мутанова, Нурлыгуль Кабдрахманова, Раушан Хасенова, Рабига Абилхамитова. Всем известно, что человек имеет возможность говорить на другом языке лишь в том случае, если в его словарном запасе насчитывается не менее 1000 слов. Значит, первостепенная задача учителя — помочь учащимся запомнить как можно больше слов, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Наш язык представляет литературную ценность. Множество художественных книг написаны казахскими писателями, практически вся мировая классика переведена на казахский язык
При работе в группах я вовлекаю каждого ученика в процесс усвоения новых знаний, стараюсь поддерживать высокую мотивацию, использую учебную игру. Стараюсь внести изменения в свою педагогическую практику, пробудить интерес к предмету, даю возможность вести диалог, высказывать свое мнение, чтобы между учеником и учителем существовала «обратная связь». Цель такого подхода состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни, это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и делать выводы, развивать их коммуникативные навыки. И это дает свои плоды. К примеру, братья Иса и Муса Алмазовы — представители ингушского этноса, с удовольствием приходят каждое воскресенье на занятия казахского языка, Дарья Евченко и Александр Трофимов — русские, охотно обучаются у нас уже третий год. Хотят общаться на казахском языке Маргарита и Глеб Маули, поэтому изучают разговорный казахский. Радует, что за этими детьми стоят прогрессивные родители, которые понимают важность и значимость развития полиязычия для казахстанского общества. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык- государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский -язык успешной интеграции в глобальную экономику», — говорит наш Президент. Также, как и Глава государства, наши учащиеся считают, что для успеха модернизации общественного сознания очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен своему Отечеству. Если русский язык сегодня — инструмент взаимопонимания между народами постсоветских государств, то казахский язык становится мерилом уважения, дружбы и взаимопонимания между разными этносами, живущими под казахстанским шаныраком.
Макпал БЕКЕТАЕВА,
преподаватель казахского языка школы по изучению языков «Шаңырақ» при ААНК.