Нет повести печальнее на свете…

Премьера
На сцене казахского музыкально-драматического театра имени Ш. Хусаинова вновь состоялась премьера. На сей раз на суд зрителей представила свою интерпретацию знакомой всем со школьной скамьи трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» режиссер Алматинского театра им. М. Ауэзова, наша землячка, Дина Жумабаева. Премьера символически приурочена ко Дню влюбленных, который отмечается в Казахстане 15 апреля.

Повесть, «печальнее которой нет на свете», пересказана ею сценическим языком с сохранением основных сюжетных коллизий оригинала. И на этом все сходство, пожалуй, заканчивается. Режиссерская работа — постановка в эстетике условного театра, основоположником которой считается Мейерхольд. В процессе спектакля спокойно переставляются декорации, не используется особый свет для иллюстрации, например, ночи, а в игре актера главные выразительные средства — лицо-маска или «застывший» жест и позы-паузы («стоп-кадры»).

Необычная постановка и началась необычно: пока зрители рассаживались в зале, выискивая свои места, по краям сцены двумя группами застыли в этом самом стоп-кадре актеры. Кто-то из зрителей позади недоумевал: «А чего они стоят?». Вопрос показался резонным. Такие постановки, конечно, нужны, но все же рассчитаны они должны быть, на наш взгляд, на подготовленного к перформативной эстетике зрителя или на молодого человека, которому интересно все новое и необычное. К слову, на премьере, прошедшей при аншлаге, большую часть зрителей составляла как раз-таки молодежь. И редкий из них сидел со светящимся в темноте экраном сотового телефона. Но были в зале и пожилые апашки, аксакалы…

Сценография в декоративном стиле loft (в переводе с английского — нежилое помещение), художником-постановщиком   Акбалой Тургинбаевой решена более чем лаконично: белая сцена, обрамленная такими же белоснежными стенами. В центре — ряд черных стульев, сверху черным, давящим пятном «падает» люстра в виде огромного прямоугольника. Костюмы героев (художник по костюмам Маймура Топанбаева) также выполнены в черно-белой контрастной цветовой гамме. Кажется, режиссера не интересуют подробности быта того времени и нравов, ей ближе острые контрасты -жизнь и смерть, любовь и расставание, радость и трагедия.

Нет нужды пересказывать сюжет постановки, она общеизвестна. Следуя за текстом великого драматурга, переведенным в свое время Абишем Кекильбаевым, режиссер провела зрителя по всем этапам и кругам истории жизни двух семей: любовь, драка, смерть, слезы.

В спектакле режиссер задействовала в основном молодой актерский состав. Так, юную Джульетту   сыграла    Карлыгаш Абдрахманова, а Ромео — Асланбек Шайсултанов. Кстати, оба актера впервые дебютировали в главных ролях и справились, похоже, со своими задачами отлично. Во всяком случае, по словам актера Кайрата Мурзабулатова, с которым мы поговорили до начала спектакля, режиссер осталась весьма довольна их работой. И это, пожалуй, самая высшая оценка.

Игра Карлыгаш Абдрахмановой, действительно, запомнилась. Ей удалось прекрасно изобразить все происходящие с ней перемены. Вначале она беззаботная 13-летняя девочка, резвящаяся в доме отца, потом перед нами влюбленная, с горящими глазами юная особа. События стремительно разворачиваются, и вскоре мы видим другую Джульетту, которая мечется, обезумев от горя, между своим убитым братом и юным супругом. Кажется, наглядно видишь, как судьба ее «ломает», но не может сломать до конца, не может согнуть. Актриса проживает свою роль, не боясь выглядеть угловатой, неуклюжей, экспрессивной, в невыгодном для нее свете. Теперь это решительная, совсем не робкая девочка, в которой, кажется, проснулась унаследованная от родителей властность.

В спектакле с молодым составом сыграли и корифеи. Роль кормилицы Джульетты блистательно представила Маржан Букешева, отца Лоренцо — Кайрат Мурзабулатов, отца Джульетты, сеньора Капулетти — Медет Хамзин. Ведь каждый из них — большая индивидуальность. Кажется, выйдя на сцену, ничего особенного и не произнесли, не сделали ни единого жеста, но успели приковать к себе внимание зрителя, став некой «огневой точкой», центром притяжения. Спектакль зрителям понравился, об этом говорили их аплодисменты и крики «Браво!».

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото предоставлено каздрамтеатром им. Хусаинова.

Читайте также