Согласно действующему законодательству государственные закупки осуществляются одним из пяти способов, в том числе, способом открытого конкурса и на аукционах. Рассмотрим особенности осуществления государственных закупок товаров способом конкурса и способом аукциона.
Организация и проведение государственных закупок способом конкурса, предусматривает выполнение последовательных мероприятий, начиная определением заказчиком организатора, за исключением случаев, когда заказчик и организатор выступают в одном лице и заканчивая заключением заказчиком договора с победителем на основании протокола об итогах государственных закупок способом конкурса, в случае, если конкурс признан состоявшимся.
Особенностями проведения закупки способом конкурса является наличие критериев, применение условных скидок, можно проводить на несколько лотов.
Так, одним из этапов осуществления государственных закупок товаров способом конкурса является применение конкурсной комиссией относительных значений критериев к конкурсным ценовым предложениям участников конкурса. Для этого в конкурсной документации необходимо предусмотреть критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение участников конкурса. Конкурсная комиссия при формировании протокола об итогах государственных закупок способом конкурса определяет условные скидки в соответствии с критериями, предусмотренными в конкурсной документации, в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона, применительно к каждому потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка. Если потенциальным поставщиком не представлены документы, подтверждающие такие критерии, конкурсная комиссия не применяет соответствующую условную скидку. Расчет относительного значения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, определяется Правилами осуществления государственных закупок. И в соответствии с Правилами осуществления государственных закупок, конкурсная комиссия обязана применить условные скидки за наличие у потенциального поставщика: документа о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров национальным стандартам Республики Казахстан, выданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования; документа, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества национальному стандарту, выданного производителю предлагаемых товаров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан; документа, подтверждающего соответствие системы экологического менеджмента национальному стандарту, выданного производителю предлагаемых товаров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан; документа, подтверждающего соответствие предлагаемых товаров стандарту экологической чистой продукции, выданного производителю в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Потенциальные поставщики для получения условной скидки, которая впоследствии повлияет на его конкурсное ценовое предложение, представляют организатору конкурса вышеуказанные документы, при их наличии. Другими словами, условная скидка влияет на конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика и увеличивает его шансы стать победителем. Однако, зачастую конкурсная комиссия не обращает внимания какой документ представлен потенциальным поставщиком о добровольном или обязательном подтверждении соответствия предлагаемого товара, а условная скидка применяется только за наличие документа о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров национальным стандартам Республики Казахстан. Аналогично и по остальным документам, которые выдаются производителю товара. Как показывает практика, при расчете условных скидок есть вероятность неправильного применения либо неприменения условной скидки, что может повлечь за собой определенные негативные последствия для конкурсной комиссии, в том числе, в виде административной ответственности.
Также для применения условной скидки к конкурсному ценовому предложению потенциального поставщика конкурсная комиссия рассматривает наличие опыта работы потенциального поставщика на рынке поставки товара, приобретаемого на данном конкурсе. Правильность определения опыта работы на рынке закупаемых товаров также возложена на конкурсную комиссию. После применения относительных значений критериев к конкурсным ценовым предложениям участников конкурса веб-портал автоматически сопоставляет условные цены и определяет победителя на основе наименьшей условной цены, а также потенциального поставщика, занявшего второе место.
Таким образом, основная цель проведения закупки товара способом конкурса приобретение заказчиком товара соответствующего качества и с требуемыми параметрами, или даже с лучшими функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками.
Организация и проведение государственных закупок способом аукциона, предусматривает выполнение последовательных мероприятий, начиная определением заказчиком организатора, за исключением случаев, когда заказчик и организатор выступают в одном лице, и заканчивая заключением заказчиком договора с победителем на основании протокола об итогах государственных закупок, в случае, если аукцион состоялся.
Особенностями осуществления закупки способом аукциона является то, что предметом аукциона может быть только товар, проводится на один лот, отсутствие критериев, нет необходимости применения условных скидок. Кроме того, в отличие от конкурса участники аукциона представляют не ценовое предложение, а стартовую цену, которая не является окончательной.
Аукцион проводится на веб-портале в день и время, указанные в протоколе о допуске к участию в аукционе. Время начала аукциона устанавливается не позднее 18.00 по времени Астаны. Проведение закупки способом аукциона осуществляется в режиме реального времени, путем снижения текущего предложения о цене, начиная с наименьшей стартовой цены участника аукциона. В период установленного времени приема предложений участники аукциона подают свои предложения о цене товара путем снижения текущего минимального предложения о цене на величину в пределах шага аукциона. Участники аукциона могут подавать цену более одного раза.
Время приема предложений участников аукциона о цене товара, являющегося предметом проводимого аукциона, составляет тридцать минут от начала проведения аукциона, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене товара, являющегося предметом проводимого аукциона. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене товара, являющегося предметом проводимого аукциона, не поступило, аукцион завершается. Веб-портал автоматически определяет победителя аукциона на основе наименьшей цены. Участник аукциона, занявший второе место, определяется на основе цены, следующей после наименьшей цены. Итоги аукциона автоматически формируются и размещаются на веб-портале.
Таким образом, при проведении закупки способом аукциона товар приобретается по самой низкой цене.
В завершении необходимо отметить, что при наличии особенностей того или иного способа закупки товара, заказчик самостоятельно определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках».
Венера Казжанова,
заместитель руководителя Управления по государственным закупкам
и коммунальной собственности Акмолинской области