Воплощенная мечта

Сегодня Казахстан вступил в новый этап своего развития, когда решаются стратегические задачи по модернизации общественного сознания, что невозможно без опоры на историю народа, создавшего это государство. В этих условиях стали совершенно очевидными актуальность, востребованность идей, мыслей и высказываний, заключенных в научных трудах и исследованиях Шокана Уалиханова.

В условиях глобализации современного   мира   важнейшим фактором духовного возрождения общества стала инициированная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым программа «Рухани жаңғыру», одним из базовых аспектов которой является подпрограмма «Туған жер». Безусловно ее осуществление станет важным шагом в деле модернизации общественного сознания.

В своей замечательной книге «Эра независимости» Лидер нации вновь подчеркивает значение отечественной истории как важнейшего фактора сплочения общества, как средства обеспечивающего неразрывную связь будущего страны с ее прошлым. Отмечая это, Президент пишет: «Народу, имеющему свою богатую историю, язык, религию, народу, развивающемуся, не следует отделять прошлое от сегодняшнего. Он должен ясно видеть высоты и перевалы, которые должны быть преодолены им в будущем. Наша история достаточна представлена гениальными сыновьями, которыми можно по праву гордиться и которые являют нам замечательные примеры. Именно поэтому мы уделили особое внимание формированию исторического сознания народа, глубокому изучению нашей национальной истории и культуры».

*   *   *

Чингизид, потомок хана Абылая, Шокан (настоящее имя Мухаммед-Канафия) Уалиханов (1835-1865 гг.) был рожден для великих свершений и блистательно исполнил эту высокую миссию.

Как отмечают современники, Уалиханов с его демократическим образом мыслей и свободолюбием горячо любил свой народ и мечтал о его светлом будущем.

Он по своим социально-политическим взглядам примыкал к прогрессивному, демократическому лагерю России, был убежденным сторонником прогресса, демократических преобразований, горячо стремился содействовать устранению пороков современного ему общества. Его деятельность носила просветительский характер, но в ней были элементы критики существующего строя, стремление добиться существенных изменений в жизни казахского народа, путем духовной модернизации общества. Идеи духовной модернизации общества рефреном проходят через все труды Шокана Уалиханова, что характеризует его как просветителя-демократа, большого патриота, радетеля интересов своего народа и гуманиста.

Он в своих трудах с болью писал об экономической и культурной отсталости казахского народа, который еще пребывает в «безыскусственном периоде форм общественного развития». Исходя из интересов народных масс, Ш. Уалиханов полагал, что дальнейшее упрочение связи с Россией откроет для казахов перспективы экономического и культурного подъема. Как писал А.Н. Пыпин: «Валиханов сохранил глубокую преданность к своей стране, он любил киргизскую жизнь, но вместе с тем умел высоко ценить западную цивилизацию и предвидел для своего народа отрадную будущность только при условии приобщения его европейской цивилизации через передовую русскую культуру». Люди, близко знавшие Уалиханова, прибавляют, что «по своим умственным симпатиям и направлению Валиханов был русским западником: он искренно любил Россию, видел ее недостатки и вместе с лучшими людьми ее желал горячо ее обновления».

Шокан Уалиханов считал, что самыми основательными факторами прогресса любого общества являются образование, наука. При этом он полагал, что модернизация общественного сознания возможна при условии опоры на национально-культурные корни.

В «Записке о судебной реформе» Шокан отмечал: «Народ наш имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств замечательную литературу, более близкую к индогерманскому, чем к восточным произведениям этого рода». Историческое сознание и весь духовный мир казахов во многом складывались под воздействием устной поэтической традиции. Анализируя казахское устное творчество, Шокан Уалиханов отмечал, что «нет ни одного достопамятного события, ни одного замечательного человека со времени самобытного народа, воспоминание о котором не осталось бы в народной памяти». В памяти народной остаются люди и события, прежде всего благодаря шежире — генеалогическому древу. Шежире — это не просто перечисление имен от дальнего предка к последующим поколениям, но и описание важнейших событий, относящихся к их эпохе. Подчеркивая значение фольклора как важнейшего исторического источника, ученый писал: «Из преданий о происхождении киргиз (казахов — К.А.) замечателен джир ахуна из племени аргын Чала, современника прадеда моего хана Аблая. Чал в своем джире собрал все народные сказания, относящиеся до происхождения киргиз, и составил полную генеалогию ханов, родоначальников и племен».

В целом, положительно оценивая акт присоединения Казахстана к России, Шокан Уалиханов в тоже время не раз отмечал негативный характер политики царизма в Казахстане. В работе «О кочевке киргиз» он писал: «Но, несмотря на все препятствия, представляемые внешней природой, скотоводство, как и всякая другая промышленность, должно иметь известные условия, от которых зависит его успешное движение, иначе оно не могло бы существовать. В чем заключаются эти условия? Определить эти условия не трудно, если принять во внимание:

1. Что в старые времена, во времена опустошительных войн и вседневной баранты, киргизы были богаче, чем теперь, и повсеместные упадки случались редко.

2. Что в наше время число скота у киргиз все более и более уменьшается, и падеж делается чаще и опустошительнее. В этом можно вполне убедиться, если сравнить исчисления 20-х и 30-х годов с исчислениями 40-х и 50-х годов».

Чиновники царской администрации не были заинтересованы в приобщении казахов к культуре и просвещению, они в своих реляциях в правительство писали о их неспособности к образованию. Отвергая эти тенденциозные домыслы, К. Губорев в статье, опубликованной в журнале «Современник», писал: «Киргиз-кайсаки очень охотно учатся грамоте и вовсе не имеют предубеждения против нее, в чем уверяли рапорты заседателей и заключения с областных мест. Вообще кайсаки очень восприимчивы к цивилизации… В последнее время султаны и старшины сами без стороннего понуждения начали помещать своих сыновей в Омский кадетский корпус, из которого вышел Шокан Уалиханов — такая способная, развитая и дельная личность, какой не появлялось ни между одними инородцами сибирскими».

Очень интересна мысль Шокана о времени образования казахского народа, высказанная в письме профессору И. Березину. «Занимаясь собранием известий о народе казак, — писал он, — я обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой, если Вам случится при разборе и чтении разных восточных историков встретить что-нибудь о слове казак, о казачестве и о народе казак, сообщить Вашему покорному слуге. Этим обязали бы как нельзя более. Не имея никаких других источников под рукою, кроме истории Абульгази (Румянцевское издание), Вашей Шейбаниады и, чрезвычайно важной в этом отношении, я не имею никаких средств проверять отрывочное указание Левшина при его «Описании Киргиз-кайсацких орд». В известиях арабских историков, как я понимаю, не должно быть ничего о казаках, ибо, я уверен, народ образовался не ранее XIV в. при распадении Джучиева улуса».

Другой важной темой исследования Ш. Уалиханова была борьба казахского народа против джунгарской агрессии и экспансии Цинской империи в XVIII в. Характеризуя политическое положение Казахстана, он писал: «Первое десятилетие XVIII в. было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесные испытания, увеличивали их бедствия». Далее он отмечает: «Особенно памятен киргизам своим роковым характером 1723 г… В этот злополучный год… Голдан-Церен, джунгарский хонтайши с несметным чериком (войском) вторгся в Киргизскую степь…». В этой связи Ш. Уалихановым большое внимание уделено роли хана Абылая в освободительной борьбе против иноземных захватчиков. В частности, он писал: «В это-то ужасное и кровавое время обращает на себя всеобщее внимание султан Аблай. Участвуя во всех набегах, сначала как рядовой воин, он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные советы его и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого… В предании киргизов Аблай носит какой-то поэтический ореол; век Аблая у них является веком киргизского рыцарства».

Шокан Уалиханов считал, что изменить общественное сознание народа, избавить его от синдрома неполноценности возможно только на основе знания героических страниц прошлого. Поэтому практически во всех его научных трудах в той или иной форме затрагивается проблема истории казахского народа. Причем историю своего народа Ш. Уалиханов исследует на широком историческом фоне, рассматривая ее как результат взаимодействия многих сопредельных племен и народов. В статье «О киргиз-кайсацских могилах (молах) и древностях вообще» Шокан писал: «Страна эта, наши степи были заняты до монгольского периода истории тюрками коренными; четыре племени, участвовавшие в защите Огуз-хана против своего отца: уйгур, каладж, канлы и карлык, составляли основу тюрского союза. Были народы, которые по происхождению принадлежали к другому поколению, но подчинялись тюркскому языку и тюркским нравам. Таковы были болгары, хазары, башкиры, мадьяры, и др. Нашествие монголов совершенно изменило население этой страны, самые имена племен потерялись и только некоторые остались именами кайсацких родов; старое население, без сомнения, слилось с новым, и здесь на законах монгольских нередко возникали орды, отделенные от Золотой или Волжской орды: Ногайская, или Мангытская, орда на Урале, Синяя орда до Сейхуна и Тюменская орда в роде шейбанидов».

Современная Республика Казахстан — это воплощенная в жизнь мечта Шокана Уалиханова, признанная мировым сообществом суверенная республика, член Организации Объединенных Наций.

Кадыржан АБУЕВ,
заслуженный деятель Казахстана,
д.и.н., профессор.

Читайте также