Сегодня практически в каждом современном доме есть изделия казахского национального рукоделия: по несколько корпеше, что-нибудь из традиционного костюма, украшенного узнаваемыми орнаментами с умелой вышивкой, либо лоскутное одеяло. И в большинстве случаев изготовлены они бесценными руками матерей, бабушек и прабабушек, которые вековое наследие казахского народа переняли от своих предков и передают их новым поколениям казахстанцев.
Бережное отношение к национальным традициям и обычаям, стремление к их сохранению и популяризации успешно демонстрирует Бурабайский район. Здесь работает клуб мастериц «Алтын сандық». Открыт он не так давно — 16 декабря 2016 года. Но уже захватил интерес молодых девушек-студенток и школьниц. Они с большим вдохновением учатся древнему национальному ремеслу, позабыв на время об интернете и социальных сетях.
Начали здесь с обучения орнаментальному искусству, технике украшения узорами текстильных изделий, в частности корпеше, подушек, диванных комплектов, предметов обихода. Их нередко дарят бурабайцам в Наурыз. Изучают отделку национальной одежды традиционными деталями. Осваивают разнообразие казахского прикладного искусства: «құрақ көрпе» (лоскутное шитье), «біз кесте» (вышивка крючком), «алаша» (ковроткачество) и т.д.
За дастарханом рассаживаются они вместе с постоянными участницами культурной жизни района из вокальной группы «Асыл әжелер». Опытные наставницы затягивают трогательные и душевные «Ахау керім» или «Белеске», другие народные песни.
— Мы много говорим о кочевой и непростой жизни наших прародителей, о древних казахских обычаях и обрядах, — рассказывает әже Катия Абдирова. — Те знания, которым когда-то нас научили, сегодня мы вкладываем в умы и души юных девочек. И они с большим интересом это перенимают, впитывают, запоминают. Частенько сами расспрашивают нас о казахских традициях, о том, как вести домашние дела, просят поделиться хитростями приготовления блюд национальной кухни. Конечно, очень многое они знали до того, как прийти сюда. Но то, что их навыки, умения тут обогащаются еще больше, совершенно очевидно.
В сопровождении песен и важных разговоров, что ненавязчиво нравственно воспитывают подрастающее поколение, в этот раз они раскладывают перед собой фетр, который когда-то их предки получали немалыми усилиями — вручную валяли из овечьей шерсти. И вместе с вечными спутниками рукоделия — нитками, иглами, ножницами, тканями — приступают к работе. Сегодня воспитанницы клуба уже из готового фабричного материала вырезают орнаменты. Но все такие же, как и много веков назад, навеянные самой природой или жизнью, будь то голубизна чистого и мирного неба или первые весенние цветы, символизирующие возрождение. Это и анималистические узоры — «оюы қошқар мүйіз», и космогонические — «айшық», «күн нұры», «күн шығуы, батуы», и флористические — «қызғалдақ» и многие другие. «Казахский орнамент — это доступный язык к понимаю казахского народа, его быта и духовности», — уточняет Раушан Айтикенова, заведующая историко-краеведческим музеем г.Щучинска.
К занятию подключается одна из руководителей клуба — Салтанат Нурахметова. Сама она уже с шести лет помогала женской половине своей семьи украшать домашнюю утварь и одежду, готовить жасау(приданое невесты) для сестер, а позже и для своего замужества. И сегодня она, как настоящий сенсей, учит девушек назначению каждого предмета приданого и тонкостям их изготовления. «Жилеточка для новорожденного всегда шилась из 40 лоскутков. Считается, что такая вещь будет служить оберегом малышу. А чтобы в семье было как можно больше детей, в сундук с приданым собиралось нечетное количество корпешек, сделанных по технологии «құрақ көрпе». Сейчас я вам покажу на практике ее выполнение», — такой отрывок удалось выхватить из ее беседы с девушками.
— Конечно, главное в занятиях это обучение будущих хозяюшек и матерей рукоделию в духе национальных традиций, культурного наследия казахского народа. Но в эту самобытность мы стараемся вплести современные тенденции, новые материалы и технологии, чтобы результат работы был адаптирован и востребован в наши дни. А молодежь расширила перечень своих знаний и навыков. Любое прикладное мастерство — это развитие творческих способностей и эстетического вкуса, испытание на выдержку и усидчивость. Владение приемами рукоделия всегда будет полезно в быту, а может, и на профессиональном поприще, — рассказывает Ольга Герлинг, которая занимается как раз вопросами современной концепции деятельности клуба.
Но и на этом уровне задерживаться организаторы клуба — руководство райотдела культуры и РДК — не намерены. Привлекаются ремесленники со всего района для проведения мастер-классов и по другим направлениям рукоделия, которыми в совершенстве владеют умельцы, как правило, из числа прибывших на историческую родину соотечественников.
Творческий клуб «Алтын сандық» очень своевременно взошел на гребень волны, придавшей казахскому народному искусству новую популярность у людей, новую актуальность в политической жизни страны, во многом ориентированной на воспитание патриотизма, сохранение своей культуры и национальной идентичности.
Алёна ЕРИНА.
Бурабайский район.
Фото предоставлено РДК.